Простая школа
Дмитрий Горелышев
Дмитрий Горелышев

5 ноября 2023 г.

Ред. Инна Никитина, Илья Голицын

Как помочь ученику избавиться от страха, что не получится

пользапреподавание

Страх, что не получится, возникает из-за навязанной системы оценок. Не пятибалльной системы, а из-за оценок вообще. Когда человек привыкает к тому, что его оценивают родители и преподы, то потом происходит постоянное сравнение того, что ты делаешь, с возможной оценкой.

Сравнивать можно и нужно, — ничего в этом плохого нет, но лучше сравнивать с чем-то полезным: с другими авторами, применять к одному, другому, третьему. Просто калибровать. Сравнение типа «попаду я в ожидание или не попаду» — это вредоносная штука. Этот страх получается из-за того, что ему когда-то преподаватель ИЗО говорил, что тройка у него, потому что он плохо нарисовал принцессу. Я утрирую, но оттуда все растет.

strah 1.jpg

Главный способ помочь этому — это вывести всю работу за пределы оценки, чтобы она была где-то сбоку-припёку, если вообще нужна.

Например, у нас в «Простой школе» в группах оценок нет. Люди просто работают вместе, радуются этому. Результат — сама работа.

В классическом учебном заведении есть отчетность и конкурс, за счет чего поддерживается мотивация. В тех группах Строгановки, где мы с Машей преподаем иллюстрацию, мы оценки вообще убираем. Они есть, как неизбежное зло, но мы делаем акцент на интерес. Если человеку интересно, то ему будет пофиг на оценку. Получил три — окей, в следующий раз будет лучше. Получил четыре — молодец. Получил пять — совсем круто. Ему ценно то, что он делал в процессе, а не оценка.

strah 2.jpg

Мне кажется, если перестроить процесс на то, чтобы этому юному или средней юности художнику хотелось получить результат, а не оценку, или не соответствовать ожиданиям в чьих-то глазах, то страх уйдет сам собой, появится только радость и стремление делать это постоянно. Делать это внеурочно, больше, чем этого требуют.

Опыт, который хорошо подчеркивает то, о чем я сейчас говорил: я недолго работал по академическому рисунку с группой, у которой мы же с Машей вели иллюстрацию. Я этих ребят хорошо знаю: мы с ними два года учились вместе. Я помню, что эта группа была классная, бодрая, сильная. Делали отличные книжки.

Было одно из их последних занятий по рисунку. Я оказался у них в качестве замещающего преподавателя. Увидел рисунки совсем других людей.

strah 3.jpg

Им будто бы настолько менее понятно и интересно то, что они там делают, что все их навыки, которые у них есть (а я знаю, что они есть), они будто полностью выключили. Делают совершенно другие вещи. Часто вообще несоответствующие их реальному уровню. Мне кажется, это из-за того, что у них стоит другой критерий. Там надо сделать работу, чтобы отчитаться, а с нами большая часть из них работала как раз на интерес, потому что их просто пёрло. Если перестроить это, то проблем не будет.

Дмитрий Горелышев
Дмитрий Горелышев
Художник-график, иллюстратор. Художественный руководитель Простой школы. Старший преподаватель кафедры академического рисунка РГХПУ им. Строганова. Преподаватель Британской школы дизайна. Создатель и модератор виртуального Музея рисунка. Художник-график, иллюстратор.
Все статьи автора

Что еще посмотреть:

Показывать или объяснять? Насколько уместно править работы учеников
пользапреподаваниерисунок
Дмитрий Горелышев

9 октября 2023 г.

Как ходить на выставки
Никита Никитин

2 февраля 2023 г.