Простая школа
Дмитрий Горелышев
Дмитрий Горелышев

20 октября 2023 г.

Как сделать преподавание интересным для себя, чтобы не надоедало?

преподавание

prepodavanie 1.jpg

Для меня рисование и преподавание рисования — очень близкие вещи, не делаю между ними большой разницы. Просто в одном случае рисую сам, а в другом — посредством многих людей. Мне интересно наблюдать, что из этого получается — в чем будем сходство и разница результатов. Зачастую это наблюдение дает не меньше открытий, чем свое рисование. Поэтому мне преподавание практически не надоедает, только утомляет, когда много всего.

Редко бывает так, что и надоедает. Когда нагрузка слишком большая, я чувствую, что делаю больше, чем могу, и больше, чем приносит радость и удовольствие что ли. Бывает, что совпадает много разного, получается перегруз.

Еще один момент, который меня всегда радует в преподавании — необходимость наблюдать и формулировать. Это вообще основное, чему я за годы преподавания научился: смотреть за происходящим и формулировать выводы, обобщать итог работы группы людей. По ходу развиваются всякие навыки: чуткость в общении со студентами, поиск нужной интонации, смотрение за процессом в целом.

Это, как мне кажется, основное — чем лучше ты наблюдаешь и формулируешь, тем меньше сил тратишь на преподавание.

Из-за чего преподавание может утомить и надоесть?

Первое — из-за излишнего контроля. Когда преподаватель пытается полностью контролировать процесс или навязывать что-то свое. А тут надо скорее наблюдать и чуть-чуть направлять — когда видишь, что студент не замечает возможности. Тогда оно и интереснее, и совершенно не утомительно.

Второе — усталость может появиться из-за работы с одной и той же темой. Допустим, я всю жизнь преподаю рисование условного шара или куба. Кроме этого — ничего. В какой-то момент я начинаю рисовать шары и кубы настолько лучше, чем мои ежегодные подопечные, что реально непонятно, чем остановить самоповтор и выгорание, чем заинтересовывать и развивать себя самого. Мне кажется, что такой процесс неизбежно превращается в тоску и рутину.

Преподавание классная штука тем, что можно дать задачу не только другим, но и себе. У меня в группах бывает так, что я сам не знаю, как именно решить поставленную задачу, нет готовой формулы. Есть идея, желание ввязаться и чувство направления. А дальше все вместе работаем, думаем, ищем новое, и в процессе я развиваюсь вместе с группой. Тогда всем интересно и радостно.

prepodavanie 3.jpg

Дмитрий Горелышев
Дмитрий Горелышев
Художник-график, иллюстратор. Художественный руководитель Простой школы. Старший преподаватель кафедры академического рисунка РГХПУ им. Строганова. Преподаватель Британской школы дизайна. Создатель и модератор виртуального Музея рисунка. Художник-график, иллюстратор.
Все статьи автора

Что еще посмотреть:

Показывать или объяснять? Насколько уместно править работы учеников
пользапреподаваниерисунок
Дмитрий Горелышев

9 октября 2023 г.