![Дмитрий Горелышев](/_next/image?url=https%3A%2F%2F769200.selcdn.ru%2Fprostaya%2FFull_Size_Render_1_0181ace80b.jpg&w=3840&q=75)
20 октября 2023 г.
Как сделать преподавание интересным для себя, чтобы не надоедало?
Для меня рисование и преподавание рисования — очень близкие вещи, не делаю между ними большой разницы. Просто в одном случае рисую сам, а в другом — посредством многих людей. Мне интересно наблюдать, что из этого получается — в чем будем сходство и разница результатов. Зачастую это наблюдение дает не меньше открытий, чем свое рисование. Поэтому мне преподавание практически не надоедает, только утомляет, когда много всего.
Редко бывает так, что и надоедает. Когда нагрузка слишком большая, я чувствую, что делаю больше, чем могу, и больше, чем приносит радость и удовольствие что ли. Бывает, что совпадает много разного, получается перегруз.
Еще один момент, который меня всегда радует в преподавании — необходимость наблюдать и формулировать. Это вообще основное, чему я за годы преподавания научился: смотреть за происходящим и формулировать выводы, обобщать итог работы группы людей. По ходу развиваются всякие навыки: чуткость в общении со студентами, поиск нужной интонации, смотрение за процессом в целом.
Это, как мне кажется, основное — чем лучше ты наблюдаешь и формулируешь, тем меньше сил тратишь на преподавание.
Из-за чего преподавание может утомить и надоесть?
Первое — из-за излишнего контроля. Когда преподаватель пытается полностью контролировать процесс или навязывать что-то свое. А тут надо скорее наблюдать и чуть-чуть направлять — когда видишь, что студент не замечает возможности. Тогда оно и интереснее, и совершенно не утомительно.
Второе — усталость может появиться из-за работы с одной и той же темой. Допустим, я всю жизнь преподаю рисование условного шара или куба. Кроме этого — ничего. В какой-то момент я начинаю рисовать шары и кубы настолько лучше, чем мои ежегодные подопечные, что реально непонятно, чем остановить самоповтор и выгорание, чем заинтересовывать и развивать себя самого. Мне кажется, что такой процесс неизбежно превращается в тоску и рутину.
Преподавание классная штука тем, что можно дать задачу не только другим, но и себе. У меня в группах бывает так, что я сам не знаю, как именно решить поставленную задачу, нет готовой формулы. Есть идея, желание ввязаться и чувство направления. А дальше все вместе работаем, думаем, ищем новое, и в процессе я развиваюсь вместе с группой. Тогда всем интересно и радостно.
![Дмитрий Горелышев](/_next/image?url=https%3A%2F%2F769200.selcdn.ru%2Fprostaya%2FFull_Size_Render_1_0181ace80b.jpg&w=3840&q=75)
Что еще посмотреть:
![](/_next/image?url=https%3A%2F%2F769200.selcdn.ru%2Fprostaya%2Fstatya_1_b289dc31c7.jpg&w=3840&q=100)
![](/_next/image?url=https%3A%2F%2F769200.selcdn.ru%2Fprostaya%2FFull_Size_Render_1_0181ace80b.jpg&w=3840&q=75)
9 октября 2023 г.
![](/_next/image?url=https%3A%2F%2F769200.selcdn.ru%2Fprostaya%2Fstrah_3_ed49513ddb.jpg&w=3840&q=100)
![](/_next/image?url=https%3A%2F%2F769200.selcdn.ru%2Fprostaya%2FFull_Size_Render_1_0181ace80b.jpg&w=3840&q=75)
5 ноября 2023 г.
![](/_next/image?url=https%3A%2F%2F769200.selcdn.ru%2Fprostaya%2F2021_06_21_180603_0ca5f55f7b.webp&w=3840&q=100)
![](/_next/image?url=https%3A%2F%2F769200.selcdn.ru%2Fprostaya%2FFull_Size_Render_1_0181ace80b.jpg&w=3840&q=75)
25 апреля 2023 г.