Простая школа

24 ноября 2024 г.

Почему из творческих детей вырастают скучные взрослые. И что с этим делать

преподавание
Аня Лукьянова
Аня Лукьянова
Иллюстратор. Окончила курс иллюстрации в Барселоне и в Британской высшей школе дизайна. Дважды попадала в шорт-лист иллюстраторского фестиваля «Бумфест». В 2017 заняла третье место в конкурсе молодых иллюстраторов.
Все статьи автора

От взрослых часто можно услышать «Я не умею и никогда не умел рисовать» или «Я совсем не творческий, никогда не мог ничего придумывать».

На самом деле это заблуждение.

Если спросить ребёнка лет пяти может ли он нарисовать лошадь на велосипеде, которая гонится за птицей по веткам баобаба, он с радостью это сделает, и ему даже в голову не придет, что он чего-то не умеет.

1 (1).jpg

Когда вера в себя теряется

По мере социализации дети учатся мыслить «правильно», у них появляются идеальные представления, что и как должно выглядеть.

С одной стороны, это необходимый процесс: он помогает ребенку научиться взаимодействовать с миром и стать частью общества. Но с другой — он же заставляет его чувствовать свои ограничения. Говорить: «Ой, а я не умею рисовать лошадь» или «А лошади не ездят на велосипеде».

На самом деле фраза «Я не умею рисовать лошадь» переводится как «Я не могу нарисовать лошадь правильно». А «правильно» может быть разное: как сказала учительница, чтобы маме и папе понравилась, как в музее или в мультиках.

Как сохранить творческое начало в ребенке

1. Дать понять, что в творчестве нет «правильного»

Для этого формировать насмотренность. Показывать как можно больше разных стилей в иллюстрации и анимации, ходить в музеи и на выставки с разнообразной тематикой. Вообще, показывать мир во всем его разнообразии, без разделения на «красиво» или «некрасиво».

→ Например, помойка — это обычно «Фууу, ужасно!». Но если попробовать увидеть в ней корабль, застрявший в льдинах, то «ужас» сам собой растворится.

Красота есть во всём, просто надо уметь ее замечать. Важно, чтобы в голове ребёнка была многовариантность возможностей. К слову, это относится и ко взрослым.

2 (1).jpg

2. Выполнять с ребенком творческие задания

В которых любые решения будут правильными.

Приведу примеры. Кстати, взрослым они тоже вполне подойдут.

Три задания для развития творческого мышления

1. А что если?

Попросите ребенка назвать любое животное. Например, он говорит: «Кот». Дальше задайте вопрос: «А что если бы кот умел летать?», — можно взять и другое действие. Фабула рисунка готова.

Продолжайте расспрашивать: — Где бы кот жил? — Что бы ел? — С кем бы дружил? — Что бы делал каждый день?

На основе ответов попросите нарисовать рисунок, серию рисунков или комикс. Список вопросов можно расширять по меру развития истории.

3.jpg

2. Совмещение

Попросите ребенка назвать десять любых слов. Затем предложите объединить их в одном рисунке.

Подсказка: слова можно взять и случайные — из любимой книжки ребёнка.

3. Формы

Предложите ребенку нарисовать картинку, которая будет состоять только из геометрических фигур. Например, треугольников или кругов.

Ред. Арина Крук

Что еще посмотреть

Показывать или объяснять? Насколько уместно править работы учеников
пользапреподаваниерисунок
Дмитрий Горелышев

9 октября 2023 г.