Мастер-классы
На этой странице мы собираем разовые занятия, обновляем по мере появления новых мастер-классов.
Сверхблизкий первый план

Типичная композиция пленэрного рисунка — объекты чуть вдали, а художник как бы окидывает их широким взглядом (ну нам так кажется).
Вот такого на этом мастер-классе не будет. Вы наоборот, сядете к объекту вплотную и будете рассматривать пространство через него.
В итоге освежите восприятие натуры, порисуете ее по-новому. А еще создадите композицию, которая буквально втягивает зрителя внутрь сюжета.
Рисунки участников
Что принести с собой
• Блокнот или бумагу А3 — 3–4 листа
• Жесткую подложку
• Зажимы
• Материалы на выбор. Если сомневаетесь, берите черный карандаш
• Бумажный скотч
• Сиденье из пенки или раскладной стульчик
Люди в городе

Рисовать людей — всегда немного вызов. Особенно если они не позируют, а проходят мимо: только заметил позу — и её уже нет.
На занятии вы попробуете разобраться с этим без страха и суеты, с интересом к происходящему. Для этого поговорите о том, как упростить натуру, куда смотреть в первую очередь и как передать движение, пока оно не исчезло.
Катя покажет, как работать быстро, но выразительно — и почему одни неточности работают на образ, а другие — разрушают его.
Рисунки преподавателя






Без этого может быть сложновато (если сомневаетесь, спросите у нас)
Опыт рисования с натуры хотя бы пару раз
Результат
Много набросков хара́ктерных людей, которые потом можно перевести в печать или использовать как персонажей в иллюстрации
Что принести с собой
– Скетчбук не больше формата А5
– Пару цветных карандашей
– Брашпен, заправленный тушью, пару маркеров, линер. Главное, чтобы материалами можно было рисовать быстро
– Планшет
– Пенка или стул, чтобы сидеть (преподаватель постарается подобрать место с лавочками)
Разнообразие одним материалом

Мастер-класс про то как сделать выразительно, не распыляясь на кучу материалов. Вы будете рисовать насыщенные, сложные сюжеты, используя всего один инструмент: карандаш, линер или брашпен.
Дима покажет, как с помощью разных приёмов можно передать текстуры, атмосферу и глубину. В общем, как раскрыть один и тот же материал, чтобы каждый раз рисовать им по-новому.
Рисунки участников
Что принести с собой
• Блокнот или бумагу А3 — 3–4 листа
• Жесткую подложку
• Зажимы
• Один инструмент на выбор: карандаш, линер, брашпен
• Бумажный скотч
• Сиденье из пенки или раскладной стульчик
Расширение кадра

На пленэрах часто выбирают небольшой фрагмент — то, что ближе, что первым привлекло. А если потихоньку расширять рамку, появляется совсем другое ощущение: ритм, движение, маршрут для глаза — всё, чем так хорош пленэр.
Чтобы не шагать с первой ступеньки на десятую, мы тут предлагаем расширять лист постепенно. До тех пор, пока туда не попадет всё, что вообще есть в поле зрения. А может даже и то, что за спиной.
Работы участников
Без этого может быть сложновато (если сомневаетесь, спросите у нас)
– Нарисовали хотя бы 10 рисунков за жизнь
– Можете изобразить форму и пространство в перспективе хотя бы схематично
– Хотя бы пару раз в жизни рисовали пейзажи
Результат
1-2 работы, выполненные линером или черным карандашом
Что принести с собой
– Плотная гладкая бумага формата А3 (подойдёт ватман или бумага для черчения плотностью не менее 180 г/м2)
– Черный карандаш или линер
– Жесткая подложка с зажимами
– Сиденье из пенки или раскладной стульчик
Предмет в пейзаже

Можно воспринимать пейзаж как сложившийся вид, который нужно изобразить. Но есть и второй подход — достроить существующую картину, добавив в неё композиционную интригу, контраст или сюжет.
На занятии вы соберёте свою «сцену» из принесённых предметов — так, чтобы они задали настроение, композицию, и может, даже завязку истории. Срежиссируете натуру, а дальше — продолжите работать с ней на листе.
Рисунки участников



Без этого может быть сложновато (если сомневаетесь, спросите у нас)
– Нарисовали хотя бы 10 рисунков за жизнь
– Можете изобразить форму и пространство в перспективе хотя бы схематично
– Владеете хотя бы в двумя техниками
Результат
1-3 рисунка
Что принести с собой
– Небольшое зеркало и любой небольшой предмет на ваш выбор, хорошо, если этот предмет будет необычно выглядеть на улице
– Блокнот или бумагу А3 с жесткой подложкой
– Любые удобные материалы для относительно длительного рисования
– Зажимы
– Бумажный скотч
– Сиденье из пенки или раскладной стульчик
Сила цвета

На этом занятии вы попробуете упростить сюжет до цвета и ритма. Сначала поработаете с контрастами, потом — с едва заметными переходами цвета.
Рисунок станет «ковром» из локальных цветовых пятен. А вы увидите, как цвет сам по себе может создавать пространство, глубину и атмосферу.
Рисунки участников

Что принести с собой
• Блокнот или бумагу А3 или А4
• Жесткую подложку
• На выбор: цветные карандаши, акварель, гуашь, пастель, фломастеры
• Зажимы
• Бумажный скотч
• Сиденье из пенки или раскладной стульчик
Ночной пленэр

Ночное рисование не любит поспешности: свет фонарей намного темнее солнечного, и тон приходится набирать в несколько слоев.
Поэтому рисовать вы будете неторопливо, добиваясь плотной и сделанной графической поверхности. Сочетайте любые материалы, главное — найти нужную меру контраста.
Рисунки участников








Что принести с собой
• Блокнот или бумагу А3 или А4 с жесткой подложкой
• Рисовальные материалы на выбор
• Зажимы
• Бумажный скотч
• Сиденье из пенки или раскладной стульчик
Уплощённое пространство

Покажем, как нарисовать пространство без линейной перспективы: изобразить пейзаж как плоский ковёр, изменить пропорции объектов и усилить их характер.
В рисунках вы будете режиссировать пространство по-своему: отталкиваясь от натуры, но сохраняя суть места. Заодно потренируетесь применять условный цвет и текстуру. В итоге вместо пленэрного наброска получится иллюстрация на основе впечатлений.
Рисунки участников
Что принести с собой
– Блокнот или бумагу А3 или А4 с жесткой подложкой
– Рисовальные материалы на выбор
– Зажимы
– Бумажный скотч
– Сиденье из пенки или раскладной стульчик
Симметрия — это красиво
В рисунке осевую симметрию обычно стараются обходить: с ней получается слишком правильно и ровно, а значит, скучно и неживо.
А Таня предлагает поступить наоборот: не избегать симметрии, а найти её в натуре и довести до выразительного, почти идеального состояния на листе.
Для этого будут три коротких упражнения и одно финальное задание. Делая упражнения, вы разберётесь с разными подходами к симметрии, а в финальной работе соберёте все знания вместе.
Рисунки преподавателя





Без этого может быть сложновато (если сомневаетесь, спросите у нас)
Вы нарисовали хотя бы 15 графических работ за жизнь
Результат
1-3 эскиза и одна законченная работа
Что принести с собой
• Механический карандаш. Если его нет, то берите простой карандаш HB или B и нож для заточки
• Плотную бумагу А4 или А3 — на чем привычнее рисовать
• Кисточку
• Жидкий материал на выбор: например, тушь, акварель, гуашь. Понадобятся несколько цветов
• Небольшую палитру
• Банку для воды
• Воду в бутылке
• Стул или пенку для сидения
Комикс с натуры

Вы будете смотреть на пейзаж по-новому: не как на форму и пространство, а как на сюжет, в котором что-то происходит и меняется.
Когда заметите сюжет, зарисуете его в формате короткого комикса. Это могут быть изменения в течении времени, наблюдения, подобия и парадоксы.
Рисунки участников


Что принести с собой
• Блокнот или бумагу А3 или А4 — 3–4 листа
• Жесткую подложку
• Рисовальные материалы на выбор
• Линейку
• Зажимы
• Бумажный скотч
• Сиденье из пенки или раскладной стульчик
Трафарет с дорисовкой
Трафарет хорош тем, что с его помощью цельный, эффектный рисунок можно сделать без особых технических сложностей.
На занятии разберётесь, как работает этот способ и как использовать его на пленэре. В упражнении будете делить изображение на два слоя — линию и пятно — и пробовать, как они взаимодействуют. Будете начинать работу то с трафарета, то с линии, чтобы найти ту самую правильную пропорцию.
Работы участников
Без этого может быть сложновато (если сомневаетесь, спросите у нас)
– Нарисовали хотя бы 10 рисунков за жизнь
– Можете изобразить форму и пространство в перспективе хотя бы схематично
– Владеете хотя бы в двумя техниками
Результат
1–3 рисунка
Что принести с собой
– Блокнот или бумагу А3 или А4 с жесткой подложкой
– Зажимы
– Штемпельную подушку
– Штемпельную краску
– Листовую кальку — формат как у бумаги
– Узкий поролоновый валик
– Губку для мытья посуды
– Бумажный скотч
– Макетный нож
– Макетный коврик или подложку, на которой не жалко резать
– Линер или карандаш
– Сиденье из пенки или раскладной стульчик
Рисунок и рельеф

Сделаете не рисунок, а ширму-инсталляцию-сценографию, где рельеф согнутой бумаги подскажет способ и количество дорисовки.
Получится работа, которая может стоять сама и которая одновременно и графика, и объект.
Работы участников

Что принести с собой
• Плотную бумагу А3 или А4, белую и цветную — 3–4 листа
• Жесткую подложку
• Поверхность, на которой можно резать ножом
• Острый макетный нож
• Небольшая линейка
• Рисовальные материалы на выбор участников, но без водяных красок
• Зажимы
• Бумажный скотч
• Сиденье из пенки или раскладной стульчик
По линейке
Иногда все, что нужно рисунку, — это одна суперпрямая, суперчеткая линия. А какой инструмент поможет ее такую провести? Линейка, ага. Ей-то и посвящен мастер-класс.
Вместе с Таней вы решите три задачи:
– линия по линейке как акцент;
– как способ нарисовать объект;
– как способ сделать пятно.
Если вы хотели добавить в работу новые выразительные приемы — этот мастер-класс точно в помощь.
Рисунки преподавателя



Рисунки участников



Без этого может быть сложновато (если сомневаетесь, спросите у нас)
Опыт рисования хотя бы 10–15 рисунков
Результат
Три пленэрных работы
Что принести с собой
– Небольшую железную линейку. Если дома есть несколько штук разных форм, берите
– Механический карандаш. Если нет, то простой карандаш HB или B
– Нож для заточки
– Плотную бумагу А4 или А3 — какая привычнее
– Кисть
– Несколько цветов жидкого материала на выбор
– Банку для воды
– Воду в бутылке
– Небольшую палитру
– Стул или пенку для сидения
Беспроигрышная лотерея

Упражнение-игра, которое помогает быстро определиться с темой для рисунка. Участники напишут друг другу рисовальные задания, потом каждый вытянет случайное и будет рисовать по нему.
Заданная тема не всегда подойдет к локации и сюжету — тем интереснее получатся рисунки.
Рисунки участников

Что принести с собой
• Блокнот или бумагу А3 или А4
• Жесткую подложку
• Рисовальные материалы на выбор
• Зажимы
• Бумажный скотч
• Сиденье из пенки или раскладной стульчик
Форма и камуфляж

Еще один способ сделать рисунок выразительным — чередовать объёмное и плоскостное рисование. Где-то форма усилена, где-то наоборот скрыта — и вот уже глазу интересно, работу хочется рассматривать.
На занятии вы сначала разберетесь, как работает прием. Как вообще считывается объём? Почему что-то кажется выпуклым, а что-то — плоским? Как можно это контролировать?
А потом — практика. Вы будете рисовать, экспериментируя со всем, что узнали. В результате получится эффектная работа, где вы уже сами решите, где объём, где плоскость, и почему так.
Рисунки участников

Без этого может быть сложновато (если сомневаетесь, спросите у нас)
– Вы нарисовали хотя бы 10 рисунков за жизнь
– Можете изобразить форму и пространство в перспективе хотя бы схематично
– Владеете хотя бы в двумя техниками
Результат
1-2 работы, выполненные линером или цветными карандашами
Что принести с собой
– Блокнот или бумагу А3 с жесткой подложкой
– Карандаш или линер
– Цветные карандаши
– Зажимы
– Бумажный скотч
– Сиденье из пенки или раскладной стульчик