Мастер-классы
На этой странице мы собираем разовые занятия, обновляем по мере появления новых мастер-классов.
Ночной пленэр


Ночное рисование не любит поспешности: свет фонарей намного темнее солнечного, и тон приходится набирать в несколько слоев.
Поэтому рисовать вы будете неторопливо, добиваясь плотной и сделанной графической поверхности. Сочетайте любые материалы, главное — найти нужную меру контраста.
Рисунки участников








Что принести с собой
• Блокнот или бумагу А3 или А4 с жесткой подложкой
• Рисовальные материалы на выбор
• Зажимы
• Бумажный скотч
• Сиденье из пенки или раскладной стульчик
Симметрия — это красиво
В рисунке осевую симметрию обычно стараются обходить: с ней получается слишком правильно и ровно, а значит, скучно и неживо.
А Таня предлагает поступить наоборот: не избегать симметрии, а найти её в натуре и довести до выразительного, почти идеального состояния на листе.
Для этого будут три коротких упражнения и одно финальное задание. Делая упражнения, вы разберётесь с разными подходами к симметрии, а в финальной работе соберёте все знания вместе.
Рисунки преподавателя





Без этого может быть сложновато (если сомневаетесь, спросите у нас)
Вы нарисовали хотя бы 15 графических работ за жизнь
Результат
1-3 эскиза и одна законченная работа
Что принести с собой
• Механический карандаш. Если его нет, то берите простой карандаш HB или B и нож для заточки
• Плотную бумагу А4 или А3 — на чем привычнее рисовать
• Кисточку
• Жидкий материал на выбор: например, тушь, акварель, гуашь. Понадобятся несколько цветов
• Небольшую палитру
• Банку для воды
• Воду в бутылке
• Стул или пенку для сидения
Уплощённое пространство

Покажем, как нарисовать пространство без линейной перспективы: изобразить пейзаж как плоский ковёр, изменить пропорции объектов и усилить их характер.
В рисунках вы будете режиссировать пространство по-своему: отталкиваясь от натуры, но сохраняя суть места. Заодно потренируетесь применять условный цвет и текстуру. В итоге вместо пленэрного наброска получится иллюстрация на основе впечатлений.
Рисунки участников
Что принести с собой
– Блокнот или бумагу А3 или А4 с жесткой подложкой
– Рисовальные материалы на выбор
– Зажимы
– Бумажный скотч
– Сиденье из пенки или раскладной стульчик
Портрет с характером

В мастерской будут позировать две модели, и вы будете сравнивать между собой два лица. Так легче поймать характер и попасть в пропорции.
Михаил Маркович поможет воспринять натуру цельно, «схватить» образ без построения и перенести его в рисунок. Вы поработаете в смешанной технике — будете крошить и мазать одновременно тушью, карандашом и соусом. В результате получится несколько портретов, сделанных так, как вы никогда еще не рисовали.
Портреты преподавателя



Портреты участников
Без этого может быть сложновато
Вы нарисовали хотя бы 30 зарисовок с натуры
Результат
4-5 двойных портретов формата А3
Что принести с собой
– Соус
– Тушь
– Плотную бумагу А3 — 10-15 листов. Если хотите поэкспериментировать — мелованную бумагу и влажные салфетки
– Карандаш
– Пастель, акварель, гуашь — любые любимые материалы
Комикс с натуры

Посмотрите на пейзаж не как на форму и пространство, — что может быть привычнее, — а как на сюжет, в котором что-то происходит и меняется.
Когда заметите сюжет, зарисуете его в формате короткого комикса. Это могут быть изменения в течении времени, наблюдения, подобия и парадоксы.
Рисунки участников


Что принести с собой
• Блокнот или бумагу А3 или А4 — 3–4 листа
• Жесткую подложку
• Рисовальные материалы на выбор
• Линейку
• Зажимы
• Бумажный скотч
• Сиденье из пенки или раскладной стульчик
Трафарет с дорисовкой
Трафарет хорош тем, что с его помощью цельный, эффектный рисунок можно сделать без особых технических сложностей.
На занятии разберётесь, как работает этот способ и как использовать его на пленэре. В упражнении будете делить изображение на два слоя — линию и пятно — и исследовать, как они взаимодействуют. Будете начинать работу то с трафарета, то с линии, чтобы найти ту самую правильную пропорцию.
Работы участников
Без этого может быть сложновато (если сомневаетесь, спросите у нас)
– Нарисовали хотя бы 10 рисунков за жизнь
– Можете изобразить форму и пространство в перспективе хотя бы схематично
– Владеете хотя бы в двумя техниками
Результат
1–3 рисунка
Что принести с собой
– Блокнот или бумагу А3 или А4 с жесткой подложкой
– Зажимы
– Штемпельную подушку
– Штемпельную краску
– Листовую кальку — формат как у бумаги
– Узкий поролоновый валик
– Губку для мытья посуды
– Бумажный скотч
– Макетный нож
– Макетный коврик или подложку, на которой не жалко резать
– Линер или карандаш
– Сиденье из пенки или раскладной стульчик
По линейке
Иногда все, что нужно рисунку, — это одна суперпрямая, суперчеткая линия. А какой инструмент поможет ее такую провести? Линейка, ага. Ей-то и посвящен мастер-класс.
Вместе с Таней вы решите три задачи:
– линия по линейке как акцент;
– как способ нарисовать объект;
– как способ сделать пятно.
Если вы хотели добавить в работу новые выразительные приемы — этот мастер-класс точно в помощь.
Рисунки преподавателя



Рисунки участников



Без этого может быть сложновато (если сомневаетесь, спросите у нас)
Опыт рисования хотя бы 10–15 рисунков
Результат
Три пленэрных работы
Что принести с собой
– Небольшую железную линейку. Если дома есть несколько штук разных форм, берите
– Механический карандаш. Если нет, то простой карандаш HB или B
– Нож для заточки
– Плотную бумагу А4 или А3 — какая привычнее
– Кисть
– Несколько цветов жидкого материала на выбор
– Банку для воды
– Воду в бутылке
– Небольшую палитру
– Стул или пенку для сидения
Рисунок и рельеф

Сделаете не рисунок, а ширму-инсталляцию-сценографию, где рельеф согнутой бумаги подскажет способ и количество дорисовки.
Получится работа, которая может стоять сама и которая одновременно и графика, и объект.
Работы участников

Что принести с собой
• Плотную бумагу А3 или А4, белую и цветную — 3–4 листа
• Жесткую подложку
• Поверхность, на которой можно резать ножом
• Острый макетный нож
• Небольшая линейка
• Рисовальные материалы на выбор участников, но без водяных красок
• Зажимы
• Бумажный скотч
• Сиденье из пенки или раскладной стульчик
Форма и камуфляж

Еще один способ сделать рисунок выразительным — чередовать объёмное и плоскостное рисование. Где-то форма усилена, где-то наоборот скрыта — и вот уже глазу интересно, работу хочется рассматривать.
На занятии вы сначала разберетесь, как работает прием. Как вообще считывается объём? Почему что-то кажется выпуклым, а что-то — плоским? Как можно это контролировать?
А потом — практика. Вы будете рисовать, экспериментируя со всем, что узнали. В результате получится эффектная работа, где вы уже сами решите, где объём, где плоскость, и почему так.
Рисунки участников

Без этого может быть сложновато (если сомневаетесь, спросите у нас)
– Вы нарисовали хотя бы 10 рисунков за жизнь
– Можете изобразить форму и пространство в перспективе хотя бы схематично
– Владеете хотя бы в двумя техниками
Результат
1-2 работы, выполненные линером или цветными карандашами
Что принести с собой
– Блокнот или бумагу А3 с жесткой подложкой
– Карандаш или линер
– Цветные карандаши
– Зажимы
– Бумажный скотч
– Сиденье из пенки или раскладной стульчик
Беспроигрышная лотерея

Упражнение-игра, которое помогает быстро определиться с темой для рисунка. Все напишут друг другу рисовальные задания, потом каждый вытянет случайное и будет рисовать по нему.
Заданная тема не всегда подойдет к локации и сюжету, так что будет и над чем поразмыслить — и как результат нащупать что-то новое.
Рисунки участников

Что принести с собой
• Блокнот или бумагу А3 или А4
• Жесткую подложку
• Рисовальные материалы на выбор
• Зажимы
• Бумажный скотч
• Сиденье из пенки или раскладной стульчик
Живописный автопортрет

В автопортрете художник не просто пишет лицо — он передает состояние и чувства. Например, у кого-то тусклое освещение и приглушенные цвета. А у кого-то свет вовсю и яркая гамма.
Чтобы не увязнуть в деталях, вы сначала посмотрите на себя в зеркало, а потом напишете портрет по памяти — как почувствовали. По ходу будете смешивать материалы и техники: краски, салфетки, газеты — всё идёт в ход. Будете работать с настроением, светом и колоритом.
Так вы прокачаете чувство цвета, научитесь писать по памяти и работать без натуры — пригодится, когда сюжет ускользает или освещение подводит.
Живопись преподавателя
Живопись участников
Без этого может быть сложновато
Вы нарисовали хотя бы 30 зарисовок с натуры
Результат
• Несколько карандашных набросков
• Один-два автопортрета
Что принести с собой
Если пишете маслом:
• Масляные краски
• Холст или грунтованный картон — формат от 40×50
• Кисти — щетина
• Разбавитель «Тройник»
• Разбавитель №4 — для мытья кистей
• Маслёнка
• Палитра
Если пишете водными красками:
• Краски: гуашь, темпера или акварель
• Бумага или картон — формат А3 или А4
• Палитра
• Кисти
Цвета красок:
– Белила титановые
– Кадмий лимонный
– Кадмий желтый средний
– Кадмий желтый темный
– Кадмий пурпурный
– Охра светлая — 2 тубы
– Охра золотистая
– Сиена натуральная
– Сиена жженая
– Умбра натуральная
– Умбра жженая
– Английская красная
– Краплак
– Кобальт зеленый светлый
– Окись хрома
– Изумрудная зеленая
– Кобальт синий
– Ультрамарин
– Сажа газовая