Мастер-классы
На этой странице мы собираем разовые занятия, обновляем по мере появления новых мастер-классов.
Принт из коробки
Тетрапак — отличный материал для печати. Он прочный, при этом его легко резать и царапать. А если его разложить, становится видна необычная форма и линии фальцовки, похожие на сетку разметки — что добавляет интереса работе. И текстура у него интересная, и рельеф, и отдельный большой плюс — его легко добыть!
Все эти особенности вы примените для создания выразительного принта. Посмотрите примеры других художников и поработаете со своей композицией. А затем напечатаете оттиски на станке. И, как говорит Даша, получите вдохновляющий опыт в печати — кто мы такие, чтобы это вам не передать.
Даша: „Художник, выбравший тетрапак, получает форму, на которой часть «гравировальной работы» уже сделана. Грубоватое и шумное оформление коробки по контрасту делает легкий линейный рисунок более нежным, хрупким, а контрастные геометричные пятна разных слоев по линиям разрывов и сгибов позволяют отделить внешнюю форму от внутреннего наполнения“.
Принты Даши
Минимальный опыт для участия
Хотя бы полгода регулярного рисования с натуры
Каким запросам отвечает
• Застреваю на деталях, не вижу работу в целом
• Не понимаю, как работать с пространством изображения: кадром, форматом, размещением рисунка в листе
• Надоело решать композиции одним способом
• Трудно подступиться к печатным техникам, а попробовать хочется
Какие умения развиваются
• Анализировать решения других художников и применять их в своих работах
• Работать в технике сухой иглы
• Использовать офортный станок
• Использовать особенности материала, чтобы создать выразительную работу
Результат
• Несколько оттисков
• Доска-гравюра, которую можно использовать дальше
Что принести с собой
• Привычные материалы для эскизов
• По желанию: фотореференсы для работы. Подойдет портрет объекта: дома, дерева, транспортного средства, технического прибора, предмета быта и т.д.) или портрет конкретного человека или персонажа
Нужный цвет
Как выглядит бессистемное смешение цвета? Художник берет краски наугад. Если с первого раза подходящий оттенок не вышел, добавляет новые. Если снова не получилось, повторяет процесс.
Хорошо, если на третий-пятый раз нужный цвет все же случился. Но чаще краски потрачены, смесь расползлась на половину палитры… а оттенок у нее все еще не тот.
Когда понимаешь систему смешивания цветов, работу можно выстроить куда более организованно. Для этого на мастер-классе вы сначала обсудите теорию: особенности красок и цветовой круг. Потом попрактикуетесь в смешении, а в конце напишете маленький этюд, чтобы сразу применить новые знания на практике.
Минимальный опыт для участия
Подходит в том числе начинающим с нуля
Каким запросам отвечает
• Не понимаю, какой оттенок у натуры
• Не получается смешать нужный цвет
• Хочу разобраться, в чем разница титановых и цинковых белил
• Трудно повторить смесь нужного оттенка
• Не знаю, какие цвета нужны в наборе, — ношу чемодан красок
Какие умения развиваются
· Смешивать нужный цвет осознанно, не гадая
· Раскладывать сложный цвет на составные оттенки
· Воспроизводить цвет заново, если он закончился
· Писать небольшим количеством красок, не скупая полмагазина
Результат
– Цветовые выкраски
– Тренировочный этюд формата А5
Выкраски и этюды участников
Что принести с собой
• Масляные краски — какие есть. Если ничего нет, то покупайте марки «Мастер-класс» или «Подольск-арт». Ультрамарин, умбру, охру, белила можно купить марки «Ладога»
• Холст на картоне — один формата А3 или два форматов А4 и А5
• Кисти — какие есть. Если нет ничего, купите пару щетиновых плоских, со скругленными углами. Например марки «Пинакс», с черными ручками
• Мастихин — один средний
• Разбавитель — любой
• Маслёнка
• Палитра — деревянная, пластиковая без ячеек или бумажная одноразовая. Лучше первая
• Ветошь, чтобы вытирать кисти
• Скотч малярный
Цвета красок
Точно понадобятся:
– Белила — цинковые и титановые
– Кадмий жёлтый тёмный
– Кадмий лимонный
– Охра золотистая. Если есть светлая охра или сиена натуральная, тоже сгодится. Но к ней лучше купить красную охру или английскую красную
– Кадмий красный светлый
– Краплак фиолетовый прочный или красный
– Берлинская лазурь — она же прусская голубая или железная лазурь
— либо голубая фц
– Ультрамарин или кобальт синий спектральный
– Умбра жженая или марс коричневый тёмный
Необязательно, но можно:
– Марганцевая фиолетовая, капут-мортум или гутанкарская фиолетовая
– Кобальт зелёный тёмный или светлый
Гравюра по картону
Если хочется заниматься печатной графикой и всё никак — гравюра по картону обещает легкий вход в эту тему! Да и как еще одна техника в арсенале уже печатающего художника она тоже хороша.
Сопротивление материала придает принту особенную резкость и контраст. На поверхности можно создавать плавные тональные градации, тонкие нюансы и фактурные эффекты. Можно многократно печатать одно и то же изображение с разным тональным решением. Так что есть все возможности поэкспериментировать и получить оригинальные эффекты.
Хоть техника тиражная, каждый оттиск отличается от другого — что добавит удивления и приятных случайностей, которые нарочно не придумаешь.
Гравюры преподавателя
Минимальный опыт для участия
Рисовали с натуры хотя бы пару раз
Каким запросам отвечает
– Интересно изучить технику гравюры на картоне
– Хочу печатать на офортном станке, но не знаю, с чего начать
– Хочу разобраться, как подготовить эскиз для печати
– Есть много эскизов, набросков, скетчей, но не знаю, что с ними делать
Темы
Печатная графика
Техники
Гравюра по картону
Какие умения развиваются
· Создавать эскиз для гравюры и переносить его на печатную форму
· Делать печатную форму и дорабатывать её в процессе
· Печатать на офортном станке
Результат
– Небольшой тираж — около 5 работ
– Печатная форма, с которой можно делать оттиски дальше
Что принести с собой
· Бумага А4, ватман или акварельная, — около 10 листов
· Простой карандаш
· Ластик
· Плоская кисть из щетины или синтетики — номер любой от 12 до 16
· Фотореференс для эскиза к гравюре. Подойдёт пейзаж: городской, природный или сельский. Выбирайте фотографии, в которых мало мелких деталей, а изображение построено на ритме крупных пятен разного тона и текстур. Например: геометрия домов перемежается с мягкими объёмами деревьев, или зеркальная гладь озера окружена острыми горами
Нетипичный натюрморт
Монотипия — печатная техника, для которой не нужно вырезать печатную форму, поэтому работа идет быстро. В ней здорово сочетаются плотные и прозрачные наложения, получаются интересные фактуры — можно устроить настоящую живопись на пластике!
Эти её свойства проверите на практике: соберете несколько натюрмортов, нарисуете с них эскизы, перенесете удачный вариант на пластик и отпечатаете на станке. И повторите цикл, чтобы поэкспериментировать побольше и унести домой несколько принтов.
Ольга: «Монотипия помогла мне начать относиться и к рисованию, и к печати с большим азартом. Делать быстрее, чуть меньше закапываться в детали и по-философски относиться к ошибкам, ведь между мной и листом появился посредник в виде офортного станка».
Принты преподавателя
Результат
– Чистовой многослойный оттиск
– Спечаток — более бледный оттиск, который можно доработать другими материалами или оставить так
Что принести с собой
− Плотную бумагу типа «Ватман» — 3 листа формата А3 или А2
− Ветошь: сухие чистые тряпки или разрезанная старая простынь
Прозрачное и хрупкое
Рисование стекла — тема особая. Форма у стеклянных вещей есть, а цвета нет — и как это изобразить?
Техника, которую вы попробуете, не предполагает долгого построения. А предполагает, что вы сможете передать прозрачность стекла минимумом средств. Пятна тона, несколько лёгких линий и точно поставленные блики — и готово.
Но сначала, конечно, разберете, как и на что смотреть при таком рисовании. И посмотрите, как это делали другие художники, а потом уже за практику со знанием дела.
Рисунки преподавателя
Рисунки участников
Как устроен онлайн-класс
Преподаватель объясняет тему, показывает примеры и дает задание. Каждый участник работает над своим листом самостоятельно. По ходу дела можно задавать вопросы, а в конце будет просмотр работ с разбором.
Результат
Две работы мягким материалом
Материалы
• Белую плотную бумагу — один лист формата А4
• Бумагу для пастели — один лист формата А4 или А3, тёмного оттенка: коричневого, бордового, тёмно-серого, тёмно-зелёного
• Мягкий материал: соус или сепию, сангину, уголь. Тёмная пастель тоже подойдёт
• Белую пастель — один мелок
Мягкие материалы могут быть в виде карандашей, но нужно проверить, чтобы они были без масла и легко растирались
Точка интереса
Анастасия: „Самым частым ответом на вопрос «Что вы хотели сделать в своих работах?» на просмотре после набросков оказывается «Просто нарисовать модель». Иногда этого достаточно, но часто самому рисующему результат кажется неудовлетворительным.
Один из способов выйти из этого — с самого начала решить, ради чего я рисую, что меня заинтересовало в том, что я вижу. И, зацепившись за этот интерес, свести к нему всю работу. Тогда весь лист станет поддержкой того, что привлекло изначально.
На этом мастер-классе вы будете утрировано выделять то, что вас интересует: тени от предметов, складки драпировки, изгиб руки или родинки на теле модели. Важно сохранить это ощущение личной заинтересованности, пронести до конца и довести до зрителя».
Рисунки преподавателя
Результат
Несколько рисунков фигуры человека
Что принести с собой
− Графический чёрно-белый материал, к которому вы привыкли — подойдет тушь, пастель, маркеры или гуашь
− Плотную бумагу А4, типа «Гознака» — 5–6 листов
− Тонкую бумагу для эскизов — 10–15 листов
− Плотную бумагу А3, типа «Гознака» — 2 листа
Портретный этюд
Если долго вариться в собственной практике, то ответы на любые рисовальные вопросы, скорее всего, найдутся без помощи со стороны. Правда, отчасти это изобретание велосипеда: открытие того, что другим давно известно. Особенно, когда речь о базовых вопросах живописца.
Можно ускорить прохождение этого этапа и двигаться к новым, более глубоким и любопытным задачам, — придти к тому, кто может помочь разобраться с текущими темами. Как Женя и сделает на этом мастер-классе.
Женя: «Разберем сходство на разных уровнях, на чём оно строится. Как вести работу быстро, от общего к частному, не отвлекаясь сразу на мелочи. Как положить мазок, намешать цвет и стоять за мольбертом удобно.
В основном будем заниматься головой. Но если участник уверен в своем уровне и пишет портрет не впервые — можно принести большую картонку 50×70».
Результат
Портретный этюд формата А3
Какие краски понадобятся
Женя: «Лучше всего масло. У акрила цвета прозрачнее, диапазон тонов меньше, а после высыхания он меняет цвет и тон. Но если хочется, берите его или темперу».
Подходят
– «Мастер-класс»
– «Ладога» — только отдельные краски: белила, ультрамарин, охры, умбра – «Подольск арт-центр»
Не покупайте, но если лежат в запасах, — пользуйтесь
– «Сонет»
– «Малевич»
– «Гамма Студия»
Цвета
Любые, какие есть. Если нет ничего, то лучше десять тюбиков, по одному на каждый цвет.
– Белила — любые
– Кадмий жёлтый тёмный
– Кадмий лимонный
– Сиена натуральная или охра золотистая, светлая, жёлтая, тёмная
– Кадмий красный светлый
– Краплак фиолетовый прочный, еще подойдет марганцевая фиолетовая, капут-мортум или гутанкарская фиолетовая, если не хотите использовать ярко-фиолетовый
– Сиена жжёная или красная охра
– Голубая ФЦ или берлинская лазурь (она же прусская голубая и железная лазурь)
– Ультрамарин или кобальт синий спектральный
– Умбра жженая или марс коричневый светлый
Женя: „Акрил должен быть действительно темным. Например, у «Мастер-класса» ультрамарин намного темнее, чем у «Гаммы». Открывайте тюбики, прежде чем купить“.
Живопись Жени
Живопись учеников
Что еще принести с собой
Поверхность для работы
Для акрила и темперы — плотную бумагу или негрунтованный картон А3.
Для масла — грунтованный холст — лучше всего на картоне, но на подрамнике или отрезом тоже подойдет. Или грунтованный картон — лучше покрыть его акриловым лаком или дополнительным слоем грунта.
Кисти
Какие есть. Если нет ничего, купите 2–3 щетиновые плоские, со скругленными углами. Например марки «Пинакс», с черными ручками.
Если есть флейц — захватите обязательно. Специально не покупайте.
Разбавители
Для акрила или темперы — вода
Для масла — любой без запаха, подойдет пинен или тройник
Женя: «Можно писать просто на пинене, но лучше смешать его с льняным маслом и даммарным лаком. Возьмите две части пинена и по одной части масла и лака — получится тройник. Он продается и готовый — такой тоже подойдет, хоть и похуже качеством»
Инструменты
Маслёнку с двумя ёмкостями — одна для тройника или масла, вторая — для скипидара или подсолнечного масла, чтобы смывать лишнюю краску с кистей в процессе
Мастихин — чтобы счищать лишнюю краску. Подойдет столовый нож
Палитру — лучше взять деревянную. Если уже есть пластиковая или одноразовая бумажная — несите
Ветошь и влажные салфетки — тряпочки удобнее бумажных салфеток
Бумажный скотч — для крепления бумаги или картона к подложке
Конфетти из коллажей
Юля: „Хочу показать, как по-разному можно работать в технике коллажа. Каждый раз я буду давать определенное задание на работу с разными выразительными средствами: линией, пятном, цветом и т.д. А вы будете сами ориентироваться, что рисовать, а что приклеивать. Например, такая задача: работаем на белом фоне, используя черно-белые фотографические текстуры и тонкий черный инструмент.
В процессе вы сможете проследить, как выбор материалов влияет на итоговую работу. Все имеет значение: фон, манера вырезания, приклеивания. Задания будут провоцировать на использование разнообразных средств и помогут проследить, как эти средства работают. Как комбинировать коллаж и рисование, какой эффект дает использование фотографии, что будет, если работать только цветной бумагой и т.д.
В общем, расслабленно попробуете несколько подходов к коллажу и надеемся, нащупаете что-то новое для себя.
Коллажи преподавателя
Как устроен онлайн-класс
Преподаватель объясняет тему, показывает примеры и дает задание. Каждый участник работает над своим листом самостоятельно. По ходу дела можно задавать вопросы, а в конце будет просмотр работ с разбором.
Результат
Три-четыре коллажа в разных техниках
Материалы
– Цветная бумага, тонкая и плотная — формат А4, 10–15 листов
– Белая и черная бумага, тонкая и плотная — формат А4, 10–15 листов
– Перманентный маркер
– Тонкий линер
– Несколько ненужных журналов с фотографиями
– Мягкий простой карандаш
– Тушь
– Кисть средняя
– Фломастеры
– Ножницы
– Макетный нож
– Клей-карандаш
– Подложка для резки
Временные татуировки
Аня Лукьянова расскажет про историю татуировки с примерами и референсами: с чего всё началось, какие стили бывают и какой был первым.
Вы сделаете свои эскизы в одной из шести тематик:
– олдскул — морская тема, жизнь моряка;
– полинезия — личный узор-оберег, из элементов, близких автору по значению;
– трайбл — рисунки на животную тематику типа окраса животных;
– ар брют — немного сумасшедший рисунок, отражающий непохожесть на других;
– геометрия;
– абстракция.
Четко следовать стилю не понадобится. Достаточно взять отличительные черты и сделать свою интерпретацию.
В конце занятия вместе с преподавателем выберете варианты рисунков, которые отправятся в печать. Через пару дней можно будет забирать готовый набор.
Татуировки участников
Результат
– Шесть или больше эскизов в разных стилях
– Лист временных татуировок по собственным рисункам
Что принести с собой
– Бумага для эскизов, подойдет принтерная — 15–20 листов
– Черные маркеры разной толщины
– Цветные фломастеры
– Простой карандаш точилку и ластик
Зверская печать
Животные прыгают, носятся, валяются и скачут. Как за ними успеть и все это нарисовать? Двигаться так же быстро, как они!
Для разминки вы порисуете минутные скетчи по фотореференсам. По ходу потренируетесь схватывать и передавать пластику животного при помощи минимальных средств.
После лучшие наброски переведете в принты. Освоите технику высокой печати с пластика и то, как с ее помощью изобразить и пушистую шерстку, и чешую, и перья.
Домой унесете хорошее настроение и несколько принтов — зверски выразительных, конечно :-)
Принты участников Графмастерской
Результат
– 20 быстрых набросков
– 3–5 готовых принтов
– Форма для печати
Что принести с собой
• Тонкую бумагу — 20–25 листов формата А3
• Толстую бумагу, например ватман, бумагу для печати «Кентавр Хирон» или любую другую, кроме глянцевой, — 10 листов формата А3
• Кальку — 1–2 листа формата А3
• Любой удобный материал для быстрого рисования: мягкий карандаш, линер, ручку, маркер, тушь, уголь
• Макетный нож
Рисование по фрагментам
Когда художник видит сюжет целиком, то невольно концентрируется на его содержании и пропускает кучу важных деталей: текстуры, поверхности, тон и цвет.
Поэтому с Димой вы попробуете другой подход. Будете рисовать с фотографии по фрагментам, не видя полной картины, — воспринимать референс буквально и изображать его на бумаге дотошно. Такой принцип повысит качество графики.
В конце рисунок сам собой соберется из пазла пятен и текстур. А неизбежные несовпадения между фрагментами придадут ему особую живость и характер.
Рисунки преподавателя
Рисунки участников
Как устроен онлайн-класс
Преподаватель объясняет тему, показывает примеры и дает задание. Каждый участник работает над своим листом самостоятельно. По ходу дела можно задавать вопросы, а в конце будет просмотр работ с разбором.
Результат
Один рисунок в новом качестве исполнения
Материалы
– Плотный лист бумаги А3
– Материал на ваш выбор
Гербарий: пятно и линия
Сплюснутые растения в гербарии отличаются от живых набором собственных качеств: цветом, необычным и часто новым силуэтом, хрупкостью, прозрачностью. И это отличный повод достать карандаши и краски :-)
Опираясь на композицию и силуэт гербария, вы прокачаете умение отбирать детали, видеть силуэт, работать с композицией листа. А еще познакомитесь с возможностями линейных и пятновых инструментов — базовой темой графики.
Разберете ее со всех сторон: послушаете мини-лекцию Полины, посмотрите работы художников. И конечно, примените знания в деле — нарисуете пять работ, чередуя подходы: сначала пятном, потом линией, затем совмещая одно с другим.
Рисунки и аппликации преподавателя
Работы участников Ботанического онлайна
Как устроен онлайн-класс
Преподаватель объясняет тему, показывает примеры и дает задание. Каждый участник работает над своим листом самостоятельно. По ходу дела можно задавать вопросы, а в конце будет просмотр работ с разбором.
Результат
Пять рисунков растений
Что принести с собой
− Бумага акварельная плотностью от 200 г — 5 листов, формата А4
− Тушь или акварель
− Кисть средняя — например китайская или имитация белки
− Цветная бумага неяркого цвета или калька — 2–3 листа формата А4
− Карандаш
− Линер или брашпен — можно цветной
Маршрут построен
Как быстро и ярко рассказать зрителям историю о каком-то месте и показать его красоту? Конечно, сделать зин!
Темой станет зимняя прогулка, а опорой — случайный текст и фотореференсы. Опираясь на абстракцию, вы создадите ритм и цветовую палитру зина. При помощи ассоциаций найдете в получившейся основе нужный сюжет.
Вот уже и зинчик готов!
Алиса: «Иногда хочется нарисовать историю, но придумать ее — сложное дело. На онлайн-классе у нас будет готовый текст и референсы, на основе которых мы потренируемся составлять развороты мини-книжки и придавать ей законченный вид».
Рисунки и зины Алисы
Зины участников курса «Маршрут построен»
Как устроен онлайн-класс
Преподаватель объясняет тему, показывает примеры и дает задание. Каждый участник работает над своим листом самостоятельно. По ходу дела можно задавать вопросы, а в конце будет просмотр работ с разбором.
Результат
Зин о зимней прогулке
Материалы
– Лист бумаги А3
– Привычный пятновой материал: например, гуашь, тушь, бумага для аппликации
– Привычный линейный материал для проработки деталей: например, цветные карандаши или линеры
Живописный автопортрет
В автопортрете художник не просто пишет лицо — он передает состояние и чувства. Например, у кого-то тусклое освещение и приглушенные цвета. У кого-то свет вовсю и яркая гамма. А у кого-то драматичный луч ярко подсвечивает фрагмент, а остальное остается в тени.
Чтобы сфокусироваться именно на передаче состояния и не залипнуть в срисовывании, вы будете рисовать так: сначала рассмотрите себя в зеркале, а потом отойдете и напишете итоговую работу по памяти и впечатлению. По ходу поэкспериментируете и смешаете техники и материалы — вплоть до салфеток и газет. Усилите настроение и эмоции за счет света и колорита.
В итоге разовьете и чувство цвета, и умение писать по памяти и воображению. Это пригодится в самостоятельной практике: не каждый сюжет можно нарисовать с натуры, иногда она становится только поводом. Например, если освещение плохое или натура быстро движется.
Живопись преподавателя
Живопись участников
Результат
• Несколько карандашных набросков
• Один-два автопортрета
Что принести с собой
Если пишете маслом:
• Масляные краски
• Холст или грунтованный картон — формат от 40×50
• Кисти — щетина
• Разбавитель «Тройник»
• Разбавитель №4 — для мытья кистей
• Маслёнка
• Палитра
Если пишете водными красками:
• Краски: гуашь, темпера или акварель
• Бумага или картон — формат А3 или А4
• Палитра
• Кисти
Цвета красок:
– Белила титановые
– Кадмий лимонный
– Кадмий желтый средний
– Кадмий желтый темный
– Кадмий пурпурный
– Охра светлая — 2 тубы
– Охра золотистая
– Сиена натуральная
– Сиена жженая
– Умбра натуральная
– Умбра жженая
– Английская красная
– Краплак
– Кобальт зеленый светлый
– Окись хрома
– Изумрудная зеленая
– Кобальт синий
– Ультрамарин
– Сажа газовая