Простая школа
Дмитрий Горелышев
Дмитрий Горелышев

4 марта 2024 г.

Ред. Инна Никитина, Даша Сорокина

Как изобразить объем линией

рисунокграфика

Есть мнение, что полноценный объем можно передать только светотенью, а линия нужна, чтобы наметить форму. А на самом деле линия — первичный инструмент в изображении объема. А светотень или тон только усиливают то, что уже есть в линейном рисунке.

Давайте посмотрим, как изобразить объем линией.

1. Точки и засечки

Покажите, что форма состоит из частей, которые расположены в пространстве: одни ближе к вам, другие дальше — нарисуйте, как они перекрывают друг друга.

Когда пересечений форм не хватает, обозначьте выпуклости и повороты формы засечками, точками, отдельными штрихами.

Дмитрий Горелышев. Чтобы объем получился убедительно, выберите, где будут акцентные места, и только там прорисуйте рельеф подробно. В этом рисунке так разобраны поясница и голова
Дмитрий Горелышев. Чтобы объем получился убедительно, выберите, где будут акцентные места, и только там прорисуйте рельеф подробно. В этом рисунке так разобраны поясница и голова

2. Толщина линии и нажим

Мы очень легко обманываемся и начинаем видеть на плоском листе объем и глубину даже в линейном рисунке. Более контрастные фрагменты линии сразу бросаются в глаза, и кажется, что они находятся ближе к зрителю.

В линейном рисунке широкая линия помогает расставить акценты и обозначить объём: для этого надо подчеркнуть тень или усилить передний план.

Дэвид Стоун Мартин.  Толщина линии помогает изобразить объекты с мягкой и сложной структурой: ткань, подушки, складки кожи. Здесь широкая линия подчеркивает теневые части руки
Дэвид Стоун Мартин. Толщина линии помогает изобразить объекты с мягкой и сложной структурой: ткань, подушки, складки кожи. Здесь широкая линия подчеркивает теневые части руки
Ханс Тео Рихтер. Здесь широкой линией объединяется передний план — от края волос до плеча, а черты лица уходят немного в глубину
Ханс Тео Рихтер. Здесь широкой линией объединяется передний план — от края волос до плеча, а черты лица уходят немного в глубину

3. Сечения

Линии сечений не зависят от освещения, которое может меняться или скрывать рельеф. Представьте, что вы оборачиваете предмет ниткой, которая точно повторяет все изменения поверхности. Нагляднее всего сечения смотрятся в самых наполненных частях крупных форм: грудная клетка, таз, бедра, плечи.

Дмитрий Горелышев. Два бедра по силуэту почти одинаковы, а сечения показывают, что одно направлено назад, под фигуру, а другое — вперед, на зрителя
Дмитрий Горелышев. Два бедра по силуэту почти одинаковы, а сечения показывают, что одно направлено назад, под фигуру, а другое — вперед, на зрителя

4. Штрих по форме

Похож на сечение, повторенное несколько раз. Штрих задаёт направления, по которым движется взгляд, и как будто ощупывает поверхность предмета — от этого у зрителей появляется ощущение рельефа.

Света Муллари
Света Муллари
Дмитрий Горелышев
Дмитрий Горелышев
Художник-график, иллюстратор. Художественный руководитель Простой школы. Старший преподаватель кафедры академического рисунка РГХПУ им. Строганова. Преподаватель Британской школы дизайна. Создатель и модератор виртуального Музея рисунка.
Все статьи автора

Что еще посмотреть

Чем заменить перспективу: шесть способов уплощения пространства
графика
Дмитрий Горелышев

4 марта 2024 г.