20 октября 2023 г.
Ред. Даша Сорокина
Контраст — это противопоставление цветов друг другу. С помощью них можно выстроить композицию и визуальную иерархию изображения, — решить, на что зритель обратит внимание в первую очередь: расставить акценты, одни предметы визуально приблизить, а другие отодвинуть.
Обычно работа над контрастами начинается с любой пары дополнительных цветов — на цветовом круге они лежат напротив друг друга. Получаются устойчивые пары: синий — оранжевый, красный — зеленый, желтый — фиолетовый. Они и образуют самые сильные контрасты.
Противопоставляются не только цвета, но и их качества. Например, светлота — один цвет светлый, другой темный. Или насыщенность — один чистый, другой приглушенный.
Цветовой круг Йоханнеса Иттена из книги «Искусство цвета»
Никакая теория не заменит живого смешивания и сравнения цветов. Поэтому переходим к практике — подготовьте простую геометрическую композицию и «прогоните» её через все контрасты. Чтобы получилась творческая работа, а не просто схема, добавьте к двум дополнительным цветам третий — близкий к одному из них. Например, к оранжевому и синему — фиолетовый, а к зеленому и красному — оранжевый.
Дальше — упражнение на шесть видов контрастов →
1. Контраст по цвету или хроматический
Самый простой и яркий контраст. Каждый из цветов берётся в полную силу яркости. И всё: -)
Здесь первом примере третий цвет взят ближе к синему, во втором — к зеленому.
Дмитрий Горелышев
Хроматический контраст сразу создает мощное впечатление. Не заметить такую композицию невозможно, но долго на нее смотреть тяжело.
Александр Родченко
2. Светлотный контраст
Один цвет максимально выбеляется, другой — максимально затемняется. Третий цвет — где-то между ними по светлоте. Глядя на такую композицию, мы видим контраст тёмного и светлого, а изначальные цвета были оранжевый и синий.
В этой композиции мы видим прежде всего контраст тёмного и светлого, а не оранжевого и синего.
Дмитрий Горелышев
Эффект светлотного контраста: при первом взгдяде на изображение мы замечаем только светлый знак на темном фоне. Все тени сближены по цвету и максимально затемнены: стены в тени не бежевые, а синеватые, стул не красный, а фиолетовый. А пятна света, наоборот, высветлены.
Холлис Данлэп
3. Контраст насыщенности
Помогает сделать акцент в композиции, а еще создать нужное состояние, атмосферу. Один цвет берётся в полную насыщенность, другие — с сильно пониженной насыщенностью. Для этого к ним добавляют белый, черный или дополнительный: красный приглушают зеленым, оранжевый — синим, желтый — фиолетовым.
Дмитрий Горелышев
Насыщенность красного постепенно понижается и получается эффект, как будто кувшинки уходят под темную воду.
4. Симультанный контраст
Симультанный — значит, одновременный. Это эффект нашего восприятия, когда серый на фоне большой площади насыщенного цвета приобретает качество дополнительного цвета. На фоне оранжевого нейтральный серый кажется голубоватым, а на фоне зеленого — розоватым.
Дмитрий Горелышев
Здесь нейтральный серый светится желтоватым на фоне фиолетового.
5. Контраст оттенков
Все цвета выбеляются или затемняются до одинаковой светлоты. Идеальный пример: нужно сделать композиции, которые будут неразличимы в чёрно-белом варианте, настолько там будет всё близко.
Если перевести эти схемы в чёрно-белый вариант, фигуры будут неразличимы — настолько они близки по тону.
Дмитрий Горелышев
Композиция полностью построена на оттенках, чистые цвета не используются. Акценты создаются колебаниями сложного цвета.
Марк Харрис
6. Тёпло-холодный контраст
Все цвета доводятся с помощью белил до близкой светлоты, сохраняя максимально возможную насыщенность. Если это получается сделать правильно, цвета и вся композиция начинают «светиться».
Дмитрий Горелышев
Марк Харрис Композиция полностью построена на оттенках, чистые цвета не используются. Акценты создаются колебаниями сложного цвета.
Марк Харрис
Что еще посмотреть
23 февраля 2024 г.
9 октября 2023 г.
23 февраля 2024 г.
4 марта 2024 г.
20 октября 2023 г.
27 октября 2023 г.
20 октября 2023 г.
9 октября 2023 г.
4 марта 2024 г.