20 октября 2023 г.
Ред. Даша Сорокина
Контраст — это противопоставление цветов друг другу. С помощью них можно выстроить композицию и визуальную иерархию изображения, — решить, на что зритель обратит внимание в первую очередь: расставить акценты, одни предметы визуально приблизить, а другие отодвинуть.
Обычно работа над контрастами начинается с любой пары дополнительных цветов — на цветовом круге они лежат напротив друг друга. Получаются устойчивые пары: синий — оранжевый, красный — зеленый, желтый — фиолетовый. Они и образуют самые сильные контрасты.
Противопоставляются не только цвета, но и их качества. Например, светлота — один цвет светлый, другой темный. Или насыщенность — один чистый, другой приглушенный.
Цветовой круг Йоханнеса Иттена из книги «Искусство цвета»
Никакая теория не заменит живого смешивания и сравнения цветов. Поэтому переходим к практике — подготовьте простую геометрическую композицию и «прогоните» её через все контрасты. Чтобы получилась творческая работа, а не просто схема, добавьте к двум дополнительным цветам третий — близкий к одному из них. Например, к оранжевому и синему — фиолетовый, а к зеленому и красному — оранжевый.
Дальше — упражнение на шесть видов контрастов →
1. Контраст по цвету или хроматический
Самый простой и яркий контраст. Каждый из цветов берётся в полную силу яркости. И всё: -)
Здесь первом примере третий цвет взят ближе к синему, во втором — к зеленому.
Дмитрий Горелышев
Хроматический контраст сразу создает мощное впечатление. Не заметить такую композицию невозможно, но долго на нее смотреть тяжело.
Александр Родченко
2. Светлотный контраст
Один цвет максимально выбеляется, другой — максимально затемняется. Третий цвет — где-то между ними по светлоте. Глядя на такую композицию, мы видим контраст тёмного и светлого, а изначальные цвета были оранжевый и синий.
В этой композиции мы видим прежде всего контраст тёмного и светлого, а не оранжевого и синего.
Дмитрий Горелышев
Эффект светлотного контраста: при первом взгдяде на изображение мы замечаем только светлый знак на темном фоне. Все тени сближены по цвету и максимально затемнены: стены в тени не бежевые, а синеватые, стул не красный, а фиолетовый. А пятна света, наоборот, высветлены.
Холлис Данлэп
3. Контраст насыщенности
Помогает сделать акцент в композиции, а еще создать нужное состояние, атмосферу. Один цвет берётся в полную насыщенность, другие — с сильно пониженной насыщенностью. Для этого к ним добавляют белый, черный или дополнительный: красный приглушают зеленым, оранжевый — синим, желтый — фиолетовым.
Дмитрий Горелышев
Насыщенность красного постепенно понижается и получается эффект, как будто кувшинки уходят под темную воду.
4. Симультанный контраст
Симультанный — значит, одновременный. Это эффект нашего восприятия, когда серый на фоне большой площади насыщенного цвета приобретает качество дополнительного цвета. На фоне оранжевого нейтральный серый кажется голубоватым, а на фоне зеленого — розоватым.
Дмитрий Горелышев
Здесь нейтральный серый светится желтоватым на фоне фиолетового.
5. Контраст оттенков
Все цвета выбеляются или затемняются до одинаковой светлоты. Идеальный пример: нужно сделать композиции, которые будут неразличимы в чёрно-белом варианте, настолько там будет всё близко.
Если перевести эти схемы в чёрно-белый вариант, фигуры будут неразличимы — настолько они близки по тону.
Дмитрий Горелышев
Композиция полностью построена на оттенках, чистые цвета не используются. Акценты создаются колебаниями сложного цвета.
Марк Харрис
6. Тёпло-холодный контраст
Все цвета доводятся с помощью белил до близкой светлоты, сохраняя максимально возможную насыщенность. Если это получается сделать правильно, цвета и вся композиция начинают «светиться».
Дмитрий Горелышев
Марк Харрис Композиция полностью построена на оттенках, чистые цвета не используются. Акценты создаются колебаниями сложного цвета.
Марк Харрис
Что еще посмотреть:
23 февраля 2024 г.
9 октября 2023 г.
23 февраля 2024 г.
4 марта 2024 г.
20 октября 2023 г.
27 октября 2023 г.
20 октября 2023 г.
9 октября 2023 г.
4 марта 2024 г.