Простая школа
Дмитрий Горелышев
Дмитрий Горелышев

4 марта 2024 г.

Ред. Инна Никитина, Даша Сорокина

Чем заменить перспективу: шесть способов уплощения пространства

графика

Главное, что делает пространство плоским — отсутствие перспективы. В таком рисунке линии не сходятся в точку на горизонте, а потому и объекты не уменьшаются, удаляясь. Свето-воздушной перспективы тоже нет, так что дальние и ближние цвета одинаково яркие.

Зачем уплощать пространство

Фиксированных целей нет, — сколько художников, столько и решений. Все пользуются этим в разной мере. Кто-то просто не умеет иначе, кто-то специально придумывает схемы. Но в среднем цели бывают такие:

👉 Уйти от реалистичного изображения
👉 Рассказать больше на одном листе: что не поместится в композицию из-за перспективы, легко войдет туда, если перспективу убрать
👉 Передать конкретную интонацию. Выбор другого масштаба и смена геометрии может артикулировать авторскую точку зрения или оттенки авторского текста
👉 Адаптировать реальные объекты под выбранный стиль
👉 Задать определённый порядок считывания композиции

Приемы с уплощением пространства используются в иллюстрации, книжной графике, станковой и монументальной живописи, текстиле, декоративно-прикладном искусстве, граффити, плакате.

Давайте посмотрим, как нарисовать плоское пространство и что поможет заменить перспективу. Только помните, что не нужно использовать все способы разом, — достаточно двух-трёх.

Ковровая композиция

Все объекты лежат в одном слое, как орнамент на ковре. Они не пересекаются силуэтами и могут быть любого масштаба относительно друг друга.

Фронтальная проекция

Всё изображается плоско, как бы с фасада. В такой композиции может быть несколько несколько слоёв пространства, но глубина от этого не возникает. Все объекты стоят на одной линии, как на полочке, — дальние выглядывают из-за ближних.

Регистры

Композиция делится на сегменты, а объекты рисуются фронтально и распределяются по заданным ячейкам. При этом они могут быть любого масштаба относительно друг друга: как здесь — травинки размером с людей.

✏️ Необязательно везде рисовать предметы или людей. В работе Палефруа в самых мелких ячейках помещаются простые детали: линии, зигзаги, заливки.

«Поднятый пол»

Совмещаются две точки зрения — сверху и сбоку. Плоскость земли видна сверху, а стоящие на ней объекты показаны фронтально, без ракурсного сокращения. Получается, что объекты расположены на вертикальной плоскости, как магниты на холодильнике.

✏️ Этот способ часто используют иллюстраторы, потому что он позволяет вместить в лист сразу много персонажей, событий и деталей.

Аксонометрия

Пространство и объекты изображаются объёмно, немного сверху, и без перспективных искажений. Параллельные линии не сходятся на горизонте, а предметы не уменьшаются по мере удаления от переднего плана. Вместо этого они перекрывают друг друга, как ширмы.

dj1.pngДэвид Джен

Обратная перспектива

Параллельные линии сходятся не в глубину, как в линейной перспективе, а на зрителя.

✏️ В уплощённом рисовании интересно искать сочетания разных приемов. Например, здесь вывернутая перспектива усиливает впечатление «ненастоящести» пространства, вместе с заливками и паттернами.

Дмитрий Горелышев
Дмитрий Горелышев
Художественный руководитель Простой школы. Старший преподаватель кафедры академического рисунка РГХПУ им. Строганова. Преподаватель Британской школы дизайна. Создатель и модератор виртуального Музея рисунка Художник-график, иллюстратор.
Все статьи автора

Что еще посмотреть:

Как изображать пространство в аксонометрии
композицияграфикарисование
Анна Журко

4 ноября 2023 г.

Как изобразить объем линией
Дмитрий Горелышев

4 марта 2024 г.