Простая школа
Ольга Прусакова
Ольга Прусакова

20 октября 2023 г.

Ред. Даша Сорокина

Как разобраться с цветовыми контрастами и применить их в рисовании

живописьграфикацвет

Контраст — это противопоставление цветов друг другу. С помощью них можно выстроить композицию и визуальную иерархию изображения, — решить, на что зритель обратит внимание в первую очередь: расставить акценты, одни предметы визуально приблизить, а другие отодвинуть.

Обычно работа над контрастами начинается с любой пары дополнительных цветов — на цветовом круге они лежат напротив друг друга. Получаются устойчивые пары: синий — оранжевый, красный — зеленый, желтый — фиолетовый. Они и образуют самые сильные контрасты.

Противопоставляются не только цвета, но и их качества. Например, светлота — один цвет светлый, другой темный. Или насыщенность — один чистый, другой приглушенный.

92a115a922ee3f4cb711eeb051173194 (2).jpgЦветовой круг Йоханнеса Иттена из книги «Искусство цвета»

Никакая теория не заменит живого смешивания и сравнения цветов. Поэтому переходим к практике — подготовьте простую геометрическую композицию и «прогоните» её через все контрасты. Чтобы получилась творческая работа, а не просто схема, добавьте к двум дополнительным цветам третий — близкий к одному из них. Например, к оранжевому и синему — фиолетовый, а к зеленому и красному — оранжевый.

Дальше — упражнение на шесть видов контрастов →

1. Контраст по цвету или хроматический

Самый простой и яркий контраст. Каждый из цветов берётся в полную силу яркости. И всё: -)

Здесь первом примере третий цвет взят ближе к синему, во втором — к зеленому.

Untitled (6).pngДмитрий Горелышев

Хроматический контраст сразу создает мощное впечатление. Не заметить такую композицию невозможно, но долго на нее смотреть тяжело.

103201875_3907450282630226_1681656791794470295_n.jpgАлександр Родченко

2. Светлотный контраст

Один цвет максимально выбеляется, другой — максимально затемняется. Третий цвет — где-то между ними по светлоте. Глядя на такую композицию, мы видим контраст тёмного и светлого, а изначальные цвета были оранжевый и синий.

В этой композиции мы видим прежде всего контраст тёмного и светлого, а не оранжевого и синего.

Screenshot 2023-04-01 at 16.28.11.pngДмитрий Горелышев

Эффект светлотного контраста: при первом взгдяде на изображение мы замечаем только светлый знак на темном фоне. Все тени сближены по цвету и максимально затемнены: стены в тени не бежевые, а синеватые, стул не красный, а фиолетовый. А пятна света, наоборот, высветлены.

Hollis Dunlap.jpgХоллис Данлэп

3. Контраст насыщенности

Помогает сделать акцент в композиции, а еще создать нужное состояние, атмосферу. Один цвет берётся в полную насыщенность, другие — с сильно пониженной насыщенностью. Для этого к ним добавляют белый, черный или дополнительный: красный приглушают зеленым, оранжевый — синим, желтый — фиолетовым.

Untitled (7).pngДмитрий Горелышев

Насыщенность красного постепенно понижается и получается эффект, как будто кувшинки уходят под темную воду.

Paul Klee2.jpg

4. Симультанный контраст

Симультанный — значит, одновременный. Это эффект нашего восприятия, когда серый на фоне большой площади насыщенного цвета приобретает качество дополнительного цвета. На фоне оранжевого нейтральный серый кажется голубоватым, а на фоне зеленого — розоватым.

05_Симультанный контраст.jpgДмитрий Горелышев

Здесь нейтральный серый светится желтоватым на фоне фиолетового.

Untitled (9).png

5. Контраст оттенков

Все цвета выбеляются или затемняются до одинаковой светлоты. Идеальный пример: нужно сделать композиции, которые будут неразличимы в чёрно-белом варианте, настолько там будет всё близко.

Если перевести эти схемы в чёрно-белый вариант, фигуры будут неразличимы — настолько они близки по тону.

04_Контраст оттенков.jpgДмитрий Горелышев

Композиция полностью построена на оттенках, чистые цвета не используются. Акценты создаются колебаниями сложного цвета.

Untitled (11).pngМарк Харрис

6. Тёпло-холодный контраст

Все цвета доводятся с помощью белил до близкой светлоты, сохраняя максимально возможную насыщенность. Если это получается сделать правильно, цвета и вся композиция начинают «светиться».

06_Тёпло-холодный контраст.jpgДмитрий Горелышев

Марк Харрис Композиция полностью построена на оттенках, чистые цвета не используются. Акценты создаются колебаниями сложного цвета.

IMG_20230413_180808.jpgМарк Харрис

Ольга Прусакова
Ольга Прусакова
Художник-график. Работает с различными материалами и техниками, включая смешанную технику и ручную печать. В своих работах исследует темы состояния, атмосферы и света.
Все статьи автора

Что еще посмотреть:

Как начать рисовать цветными карандашами: 7 советов Ивана Григорьева
графикацветтехники и материалыцветные карандаши
Иван Григорьев

23 февраля 2024 г.

Как изобразить объем линией
Дмитрий Горелышев

4 марта 2024 г.