20 декабря 2024 г.
Что бы я посоветовала себе в начале — преподаватели Бодрого начала вспоминают сложные моменты в рисовании
Когда давно занимаешься чем‑то и оглядываешься на то, как начинал, всегда есть что сказать самому себе в прошлом. А ведь это может быть очень полезно услышать тем, кто как раз только начинает!
Ольга Дегятрева,
художник-график, дизайнер
Инга Христич,
художник, иллюстратор
Инга: Найти интерес в самом процессе
Снизь ожидания, не рассчитывай, что обязательно должна получиться классная работа для выставки или для портфолио.
Подмечай то, что получилось Даже если это просто красивая линия или пятно. И не гноби себя за то, что не вышло.
Этот совет мне дал друг перед вступительными экзаменами в ВУЗ. Я ужасно волновалась — конкурс на бюджет был очень большой. На экзамене по рисунку ко мне подошла одна абитуриентка и сказала, что я рисую неправильно, не по заданию. Надо только модель изобразить, а у меня ещё другие люди нарисованы. Но я не думала о том, как оценят.
Не знаю поступила ли моя добрая советчица, — я поступила.
Оля: Прежде чем начинать, найди, ради чего
Удивиться, увидеть красоту — и только после этого начинать рисовать. Если рисовать «с холодным носом», то вроде рисуешь, мышца качается, а рисунок не трогает ни меня, ни того, кому покажу. Вроде как скилы видны, — а что сказать-то хотела?
А бывает вдруг увидишь, как руки и весь плечевой пояс у модели лежат мягко, — как шарф, который перекинут через палку. Или учебный скелет свесил голову на бок, улыбается и заглядывает в рисунок сидящей рядом художницы. И чем больше тренируешь эту оптику — тем больше видишь. И уже меньше картинок «я просто рисую».
Когда я заметила за собой холодные ровные рисунки, сразу спросила себя: для чего рисую? Ведь без удивления от красоты, радости от процесса такая скукотища. Стала тренировать внимательное смотрение. Разрешаю себе просто смотреть, не рисуя. И начала замечать, что чем больше смотрю и замечаю, тем больше вижу. Оказывается, эта мышца качается, как и другие!
Думаю, что искреннее внимание и интерес дадут сто очков вперед самым крутым скилам
Инга: Давать себе ошибаться
Страх ошибиться или не справиться с поставленной задачей сковывает движения — это всё ужасно мешает и заставляет рисовать привычно. И когда рисуешь много, процесс становится предсказуемым. А что такое «ошибка»? Это когда что-то пошло не по плану. Она дарит нам возможность выкрутиться, придумать новый неожиданный ход.
Гораздо интереснее относиться к ошибкам и случайностям играючи. А вдруг эта «роковая ошибка» не проблема, а подарок? Она может подарить новое непривычное решение
Даже если работа непоправимо испорчена, — тоже не беда! Всё не зря — ведь это новый опыт и знания. А красивые фрагменты из этой работы можно использовать потом где-то ещё, — в коллаже или аппликации.
После 15 лет обучения у меня появился страх не справиться, опозориться — а я ж художник, у меня и диплом есть! В общем, я рисовала мало и только на заказ. Когда начала ходить на практики и мастер-классы в Простую школу, оказалось, что многие правила и запреты — нельзя рисовать по фото, нельзя пользоваться линейкой — можно и нужно нарушать.
Эти намеренные нарушения или какие-то случайности помогают вернуть радость от самого процесса рисования. А когда рисовать интересно, уже не страшно, что что-то пойдет не так.
Оля: Сравнивай себя с собой вчерашним, а не с другими
Непросто, но если много тренироваться — выполнимо. Мы не можем знать сколько времени тратит на практику те, с кем мы себя сравниваем. Сколько они рисуют, где и у кого учились, какие параллельные процессы проживали.
Я восстанавливала рисовальную массу после долгого перерыва и поначалу часто видела в своих рисунках несоответствие между задуманным и сделанным. А на просмотрах были такие прекрасные работы! Я сравнивала и всегда недотягивала. И сколько бы я не рисовала — всегда рядом были люди рисующие круче меня. Мне стало казаться что я топчусь на месте, прогресса нет.
Я поделилась этим с ведущим набросков и получила рекомендацию сравнить свои нынешние наброски с рисунками полугодовой давности. И тут у меня как шторка открылась. Потому что когда ты видишь СВОИ работы, — старые и новые, — ты сравниваешь себя с собой, и начинаешь видеть на них все: и прогресс, и изменение качества, и уверенность в руке, и много чего еще.
Сейчас я по-прежнему восхищаюсь рисунками людей, с которыми рисую. Но уже без сравнения, который крадет радость и уверенность в своих силах.
Ред. Инна Никитина