Простая школа

23 октября 2023 г.

Конспект портретного мини-онлайна

портрет
Кирилл Зиман
Кирилл Зиман
Художник-мультипликатор, (ВГИК, 2017, мастерская С.А. Алимова). Вел наброски в Простой школе очно и онлайн.
Все статьи автора

Лицо привлекает внимание, поэтому портрет всегда интересно рисовать. Но мешает огромная ответственность — хочется нарисовать и похоже, и красиво. Делать это с удовольствием и свободно помогут упражнения, которые отвлекают от страхов и раскрывают отдельные стороны темы — такие мы и выполняли на онлайне. О них ниже.

Знак

Портрет — это не только лицо. Это голова с шеей, а может быть с плечами и руками. Чтобы портрет получился похожим, необходимо попасть в цельную форму головы, а не только в лицо. И самая распространенная ошибка здесь — очень внимательно рисовать лицо и почти что пропускать все остальное. Так получаются рисунки с увеличенными лицами и отсутствующими затылками шеями.

На курсе чтобы отвлечься от лица и переключиться на целое, мы резали портреты из черной бумаги. Отсекали ножом лишнее от прямоугольника нужных пропорций. То есть сначала нужно найти прямоугольник, который похож на этого человека, а потом несколькими вырезами и деталями внутри силуэта, сделать из него портрет. Чем проще, тем лучше.

Александр Фудин
Александр Фудин
Оксана Столбинская
Оксана Столбинская
Ольга Борисова
Ольга Борисова
Станислава Манахова
Станислава Манахова

Линия

От черной бумаги и ножа перешли к линеру. Нужно было рисовать только линией, очень подробно и без исправлений. Это приучает внимательно смотреть на натуру и на рисунок, прежде чем проводить линию. И все-таки ошибки неизбежны, поэтому такое рисование приучает видеть ошибки, но не бросаться их исправлять или забрасывать рисунок, а продолжать, доводить рисунок до конца и смотреть, что же в итоге вышло.

Распространенная привычка среди рисовальщиков, особенно начинающих, проводить много линий по одному месту и исправлять ошибки, еще до того, как понял в чем она и как ее исправить. Если какое-то время порисовать без возможности исправить, можно научиться исправлять намеренно. Увидел, что линия промазала, понял, где она должна быть на самом деле, поправил.

Другой аспект этого упражнения — возможности линии. Во-первых, линия может быть разной: разный нажим, толщина, характер. Она может быть точками, запятыми, засечками или пунктиром. Во-вторых, линия может рисовать объем, и когда мы используем весь арсенал линии, объем получается убедительнее.

Оксана Столбинская
Оксана Столбинская
Павел Корнеев
Павел Корнеев
Павел Корнеев
Павел Корнеев
Ольга Куликова
Ольга Куликова
Кристина Бровкина
Кристина Бровкина
Ольга Куликова
Ольга Куликова

Пятно

Следующее упражнение ближе к первому, — но если в первом мы работали больше с силуэтом и деталью, то тут фокус на светотени. Как она рисует форму и как от точного попадание в большие пятна света и тени портрет получается похожим.

Чтобы светотень была нагляднее, лучше поставить контрастный свет или посадить модель у окна, — так появятся большие тени и ясный светораздел. Так как детали очень много значат для нас, мы часто упускаем из вида большие контрасты и вместо них разглядываем и показываем мелкие. Например, часто пропускают тень в глазнице, но показывают, что белок белый — а тень глазницы важнее, она показывает форму.

Избежать таких ошибок поможет большая кисть и акварель или тушь. Нужно рисовать сразу пятном, без предварительного рисунка. И сразу заливать большую тень, не обращая внимание на детали. Так получается тон, в которые потом прекрасно «сядятся» все детали.

Кристина Бровкина
Кристина Бровкина
Анастасия Иванова
Анастасия Иванова
Оксана Столбинская
Оксана Столбинская
Кристина Бровкина
Кристина Бровкина
Анастасия Иванова
Анастасия Иванова
Софья Салимзянова
Софья Салимзянова

Нелепый головной убор

Завершающее упражнение, для которого мы встречались в «Зуме». Ко встрече надо было подготовить какой-то странный головной убор: коробку, наволочку, что-то из листа ватмана. Задача этого убора изменить силуэт головы, сделать его новым и неожиданным.

Мы рисовали друг друга по очереди, каждый позировал в своей шляпе 5-10 минут.

Я посоветовал всем начать с аппликации с дорисовкой, а потом переключиться на любую другую технику, если захочется. Аппликация тут нужна, чтобы начать с какого-то значка, а не с лица. Лицо лучше рисовать в последнюю очередь, потому что интерес не в нем, а в сложной конструкции, которая получилась из головы и того, что на нее надето.

Нет задачи нарисовать «правильно» или «похоже», — это уж как повезет. Задача — проявить то интересное или смешное, что получилось. Увидеть шутку в взаимоотношениях головы и шапки.

Практическая цель — научиться рисовать голову как целое, а не как лицо плюс что-то неинтересное. Головной убор выполняет роль большой и интересной прически или черепа, которые мы обычно не замечаем.

После созвона нужно было сделать еще и автопортрет в странной шапке на формате А2 или А3.

Ольга Борисова
Ольга Борисова
Кристина Бровкина
Кристина Бровкина
Оксана Столбинская
Оксана Столбинская
Евгения Ватаманюк
Евгения Ватаманюк
Ольга Борисова
Ольга Борисова

Ред. Инна Никитина, Арина Крук

Что еще посмотреть

Как интересно нарисовать интерьер ничего не строя
польза
Дмитрий Горелышев

2 февраля 2023 г.