Простая школа
Дмитрий Горелышев
Дмитрий Горелышев

5 ноября 2023 г.

Ред. Инна Никитина, Илья Голицын

Как помочь ученику избавиться от страха, что не получится

пользапреподавание

Страх, что не получится, возникает из-за навязанной системы оценок. Не пятибалльной системы, а из-за оценок вообще. Когда человек привыкает к тому, что его оценивают родители и преподы, то потом происходит постоянное сравнение того, что ты делаешь, с возможной оценкой.

Сравнивать можно и нужно, — ничего в этом плохого нет, но лучше сравнивать с чем-то полезным: с другими авторами, применять к одному, другому, третьему. Просто калибровать. Сравнение типа «попаду я в ожидание или не попаду» — это вредоносная штука. Этот страх получается из-за того, что ему когда-то преподаватель ИЗО говорил, что тройка у него, потому что он плохо нарисовал принцессу. Я утрирую, но оттуда все растет.

strah 1.jpg

Главный способ помочь этому — это вывести всю работу за пределы оценки, чтобы она была где-то сбоку-припёку, если вообще нужна.

Например, у нас в «Простой школе» в группах оценок нет. Люди просто работают вместе, радуются этому. Результат — сама работа.

В классическом учебном заведении есть отчетность и конкурс, за счет чего поддерживается мотивация. В тех группах Строгановки, где мы с Машей преподаем иллюстрацию, мы оценки вообще убираем. Они есть, как неизбежное зло, но мы делаем акцент на интерес. Если человеку интересно, то ему будет пофиг на оценку. Получил три — окей, в следующий раз будет лучше. Получил четыре — молодец. Получил пять — совсем круто. Ему ценно то, что он делал в процессе, а не оценка.

strah 2.jpg

Мне кажется, если перестроить процесс на то, чтобы этому юному или средней юности художнику хотелось получить результат, а не оценку, или не соответствовать ожиданиям в чьих-то глазах, то страх уйдет сам собой, появится только радость и стремление делать это постоянно. Делать это внеурочно, больше, чем этого требуют.

Опыт, который хорошо подчеркивает то, о чем я сейчас говорил: я недолго работал по академическому рисунку с группой, у которой мы же с Машей вели иллюстрацию. Я этих ребят хорошо знаю: мы с ними два года учились вместе. Я помню, что эта группа была классная, бодрая, сильная. Делали отличные книжки.

Было одно из их последних занятий по рисунку. Я оказался у них в качестве замещающего преподавателя. Увидел рисунки совсем других людей.

strah 3.jpg

Им будто бы настолько менее понятно и интересно то, что они там делают, что все их навыки, которые у них есть (а я знаю, что они есть), они будто полностью выключили. Делают совершенно другие вещи. Часто вообще несоответствующие их реальному уровню. Мне кажется, это из-за того, что у них стоит другой критерий. Там надо сделать работу, чтобы отчитаться, а с нами большая часть из них работала как раз на интерес, потому что их просто пёрло. Если перестроить это, то проблем не будет.

Дмитрий Горелышев
Дмитрий Горелышев
Художественный руководитель Простой школы. Старший преподаватель кафедры академического рисунка РГХПУ им. Строганова. Преподаватель Британской школы дизайна. Создатель и модератор виртуального Музея рисунка Художник-график, иллюстратор.
Все статьи автора

Что еще посмотреть:

Показывать или объяснять? Насколько уместно править работы учеников
пользапреподаваниерисунок
Дмитрий Горелышев

9 октября 2023 г.

Как ходить на выставки
Никита Никитин

2 февраля 2023 г.