Простая школа
Женя Демина
Женя Демина

9 октября 2023 г.

Сколько красок достаточно?

пользаживописьтехники и материалы

Когда в институте нам наконец позволили писать маслом, я скупала все краски подряд. Упивалась мудрёными названиями и выдавливала на палитру сразу пять неаполитанок. Мне казалось, чем больше красок, тем живописнее. Но нет. Через два года я роняла скупые слезки на ставшие абсолютно серыми этюды.

Вообще для любой работы достаточно пяти красок. Ну максимум шести. Выбирать их нужно под конкретную ситуацию, а для этого требуется некоторый опыт и понимание, что какая краска может. То есть, главная цель применения узких палитр в начале пути — изучить возможности своих красок в полной мере, а не смешивать автоматически. И прочувствовать последствия смешения.

В результате получаем собранный колорит, выдержанную теплохолодность, меньшие временные затраты и множество чудных открытий в процессе. Из неудобств — суженый тоновой и сдвинутый цветовой диапазон.

Чтобы дать прочувствовать это участникам своих групп, я придумала серию упражнений — они подходят и для самостоятельного выполнения.

1. Минимальная палитра

Напишите натюрморт, используя четыре краски. Это будет базовый набор. Берите те, что обычно уже есть в палитре:

· Белила
· Ультрамарин
· Охра — жёлтая или светлая, или сиена натуральная
· Охра красная или сиена жжёная

IMG_20230921_133739.jpgНатюрморт написан базовым набором красок: белила, ультрамарин, охра желтая и охра красная. Автор — Наталья Крючкова

2. Ограниченная палитра

Подумайте, каких красок вам не хватило в первом этюде. Добавьте к базовому набору еще один или два тюбика и повторите натюрморт с той же точки.

IMG_20230921_133436.jpgЗдесь к базовому набору добавлены красный кадмий и желтая лимонная. Наталья Крючкова

3. Случайная палитра

Возьмите две краски наугад, не глядя на тюбики. Добавьте их к базовым четырём и повторите натюрморт.

IMG_20230921_133553.jpgСлучайные краски здесь — марс коричневый и кадмий желтый. Пришлось отказаться от охры, чтобы не повторялось много одинаковых цветов.

Когда мы выполняли эти упражнения в группе, кому-то везло не очень и краски совсем не соответствовали натюрморту. Но и это не повод для смущения! Любым набором можно написать хорошую работу, если соблюдать тоновые отношения и градации теплохолодности.

Поэтому смело пробуйте любые варианты!

Женя Демина
Женя Демина
Живописец, керамист. Закончила Строгановку, с 2013 вела в Простой школе живописные практики, которые переросли в живописные группы.
Все статьи автора

Что еще посмотреть:

Как рисовать, когда не получается
пользарисованиетехники и материалы
Дмитрий Горелышев

2 февраля 2023 г.