Ботанический онлайн
Курс Полины Шутовой и Натальи Алаторцевой
2–24 июля
3 недели
Два разных подхода к рисованию растений — достоверный и выразительный — подкрепят друг друга в процессе и помогут посмотреть на тему шире
Почти все когда-нибудь рисовали растения — это основа многих орнаментов, способ создать антураж или повод для самостоятельного произведения. Мы предлагаем погрузиться в тему глубже обычного и проработать достоверность рисунка и формальную композицию.
Внутри этого онлайна два курса:
• «Акварельные растения» Натальей Алаторцевой — на нем вы будете изучать и строение растений, и технику акварели. Найдете баланс воды, краски и остальных обстоятельств. Разберетесь в универсальных схемах, которые помогут понять, какие части критически важны для передачи общего облика. Так пройдете путь от поиска растения до итоговой работы. Как поправить, если что-то пошло не так, тоже узнаете.
• «Выразительное рисование» Полины Шутовой — про поиск характера в растениях. Упражнения покажут как находить главное и усиливать форму, а три разные техники помогут прикоснуться к теме с разных сторон. К концу курса наберется коллекция силуэтов и серия листов, напечатанных трафаретом. Такие изображения хорошо применимы в прикладном смысле — из них можно сделать принт, чехол для телефона, брошь, татуировку или модуль для орнамента на ткани.
→ Можно выбрать какой-то один курс и сосредоточиться на нем, а можно проходить оба параллельно Темы одного будут подкреплять темы второго — ведь когда разобрались, как устроена натура, понятнее, как усиливать её выразительность.
Минимальный опыт для участия
Рисование с натуры в течение полугода
Каким запросам отвечает
– Не получается передать характер растения, — у них столько всего торчит во все стороны
– Растения получаются сухо, — больше похоже на схему из энциклопедии
– Хочу попробовать новую технику
– Не умею рисовать акварелью: краски то текут, то пачкаются
– Хочу понять, как выявлять в натуре главное и как это подчеркивать
– Хочу разбираться, как устроены растения и применять это в рисовании
Техника или техники
Акварель, аппликация, карандаш, тушь, трафарет
Примерное время
Минимум — 3–4 часа в неделю Рекомендуемое — 4–8 часов
Что развивается
· Внимательность
· Умение выявлять и акцентировать главное
· Понимание, как строится форма и как работают детали
· Графический арсенал
· Умение отходить от привычных приемов
Еще приобретаются уверенные ботанических знания
Результат
· Собранный гербарий
· Большая иллюстрация акварелью
· 5–6 законченных графических листов в разных техниках
· 20–30 детальных зарисовок
· Блокнот или папка с эскизами и идеями для будущих рисунков
Преподаватели
Полина Шутова
Художник-график и керамист (МГХПА им. Строганова). Преподаёт в Простой школе очно и онлайн.
Наталья Алаторцева
Окончила биологический факультет МГУ им. М.В.Ломоносова (по специальности «ботаника»). С 2014 года — занимается акварельной ботанической иллюстрацией. С 2017 года — член американского общества ботанических художников (American Society of Botanical Artists) Приняла участии в иллюстрировании книг: «Растения России» (издательство АСТ, 2015), «Красная Книга России» (издательство АСТ). Участник выставок ботанической иллюстрации и живописи в Москве и Китае.
Как работаем


Как работать в онлайне
Для участия понадобится компьютер или телефон с приложением для обработки фотографий.
Более подробная версия на prostaya.ru/learn_on_miro
Задания
Обратная связь
Вопросы по ходу
Расписание и программа
Курс «Акварельные растения»
2–22 июля
Ведет Наталья Алаторцева: «Курс о техниках рисования растений акварелью. Пройдем путь от поиска растения до итоговой работы. Сделаем много разных подходов к одному и тому же растению или его части: это помогает рисовать уверенно и без исправлений, и делать лёгкие акварели».
1. Растения рядом с нами
Наблюдение за растениями, изучение их формы, сбор материала. Карандашные наброски.
2. Акварельные решения
Упражнения о разных приемах работы акварелью: от подробного и сухого к мокрому, но не менее точному. Доработка набросков первой недели красками.
3. Своя затея
Поиски идей для финальной акварельной работы. Законченная ботаническая иллюстрация.
Материалы
– Писчая или обычная офисная бумага А4-А3 — 30 листов
– Графитные карандаши HB-2B
– Мягкий ластик
– Любая бумага для акварели А4 или А3 — 30 листов. Лучше иметь возможность сравнить хлопковую и целлюлозную бумагу, но можно обойтись любой
– Круглые кисти— белка № 8+, колонок или синтетика № 2-4, можно кисть № 0-01, еще что-то плоское и любые привычные
– Палитра — фаянсовая тарелка и любая палитра с отдельными лунками для растворов
– Бумажные салфетки
– Фанерный планшет
– Малярный скотч или строительный степлер — для крепления бумаги к планшету
– Акварельные краски любого производителя. Удобнее формат в тубах удобнее, но можно и в кюветах. Лучше начать с привычного набора и смотреть по ходу второй недели, нужно ли будет его дополнить.
Пигменты, которые точно понадобятся
PY 3 — лимонная
PY 150 — индийская желтая или прозрачная желтая
PY 42 — охра желтая
PR 101 — английская красная
PR 108 — кадмий красный
PR 122 — хинакридон маджента
PV 19 — хинакридон фиолетовый
PB 15 — фталоцианиновая голубая
PB 28 — кобальт синий
PB29 — ультрамарин
PB 60 — индантреновый синий
PBk 9 — кость жженая
PBk 31 — перилен зеленый
PBk 26 — кобальт зеленый
Вторник
Участники получают задание и начинают работать.
→ До 12:00 по Москве
Воскресенье
Участники выкладывают обзоры: показывают рисунки, описывают процесс, задают вопросы.
Кто не успел — договаривается с преподавателем и показывает, когда сможет.
→ До утра понедельника
Понедельник
Преподаватель разбирает работы участников: комментирует, рисует поверх, отвечает на вопросы.
→ В течение дня
Работы Натальи












Курс «Выразительное рисование»
4–24 июля
Ведет Полина Шутова: «Мой курс — о разных подходах к рисованию растительной формы. Будем работать с засушенными растениями — это помогает нагляднее увидеть форму общего пятна, и извлечь пользу из случайно сложившегося силуэта. Поищем ритмы внутри формы, поучимся замечать в ней абстрактное и обострять характерное».
1. Разнообразное рисование
Лекция про уплощение растительной формы. Три упражнения с одним растением: подробный длительный рисунок, линейный рисунок, пятновой рисунок.
2. Пятно в листе. Аппликация из черной бумаги
Графический знак в композиции листа. Компоновка растения целиком враспор листа. Маленький значок в большом листе. Работа с фрагментом.
3. Портрет цветка
Растение как повод для рисунка. Итоговая работа в технике трафарета.
Материалы
– Растения на выбор — их нужно собрать хотя бы за пару дней до начала курса и засушить между страниц книги
– Тонкая бумага для набросков или офисная — до 30 листов
– Плотная гладкая бумага А4 типа «Гознака» или ватмана — 30 листов
– Гладкая бумага типа мелованной А4 — 10 листов
– Акварельная бумага А4 и А3 — 20 листов
– Черная бумага А4 — минимум 5 листов. Подойдет бумага для пастели плотностью 160 г. Можно использовать пленку «Оракал»
– Черный твёрдый карандаш — советуем «Фабер Кастел Питт»
– Нож или точилка для карандашей
– Острый нож для аппликации — хороший «Олфа»
– Ластик
– Чёрная шариковая ручка, линер или перо — можно одно из, а можно все три
– Любой мягкий материал: уголь, соус, сангина
– Акварель
– Чёрная тушь
— любая кроме Гаммы, лучше китайская
– Кисти: китайские, колонок или белка: толстая, средняя и тонкая
– Любые другие удобные или привычные вам материалы — по желанию
Четверг
Участники получают задание и начинают работать.
→ До 12:00 по Москве
Вторник
Участники выкладывают обзоры: показывают рисунки, описывают процесс, задают вопросы.
Кто не успел — договаривается с преподавателем и показывает, когда сможет.
→ До утра среды
Среда
Преподаватель разбирает работы участников: комментирует, рисует поверх, отвечает на вопросы.
→ В течение дня
Работы Полины
«Ботанический онлайн»
Если у вас есть вопрос — напишите!
Ответим в течение суток