27 октября 2023 г.
Как выйти за плоскость изображения. Четыре приёма из истории искусства
Иногда художники разрушают изобразительную плоскость. Это можно сделать с помощью иллюзорно написанных предметов — чем занимается жанр обманки.
Можно заставить объёмы «вылезать»
из картины с помощью ракурса или светотени. Или установить психологическую связь между изображённым человеком и зрителем — взгляд в упор, который «пробивает» плоскость.
Взгляд на зрителя
Глядя на все фаюмские портреты, мы видим огромную роль глаз, которые нарочно изображаются не как часть поверхности. Вдобавок они настолько активны, что устанавливают контакт между изображаемым человеком и зрителем.
Ракурс и движение на зрителя
Передняя фигура нарисована уже падающей. Получаются разномоментные события: верхняя часть фигуры еще не собирается падать, она показывает нам на ловца птиц. А нижняя к нам под углом 45˚. Но он не просто падает в воду, а еще как бы вываливается из холста. Это добавляет остроты и магичности.
Обманка в обманке
Эта обманка связана с жанром «Ванитас». Напоминание о том, что всё в мире «суета сует», ничто перед будущей жизнью.
Возникает смысловая игра — либо реально изображение в глубине, либо реален холст. Если поверить, что предметы настоящие, то край холста нарисован. Но если он нарисован, то и предметы не могут быть настоящими. А значит, всё, что изображено на картине — обманка. Как и вся наша жизнь — здесь просится такая логическая цепочка.
Предмет в проекции
Замечательный репрезентативный портрет послов во всей их славе, со всем окружающим их достоинством, богатством, ученостью. И череп возникает в неожиданной странной проекции. Только пройдя в другой угол комнаты, мы увидим череп реальным. Но все остальное «схлопнется».
То, как изображен здесь череп, — это анаморфоза. Тоже в некотором роде обманка. Глядя с разных точек, зритель получает ту или иную картину.
Художник внес элемент игры и единовременность восприятия ушла: мы не можем сразу оказаться в этих двух реальностях.
Ред. Инна Никитина