Простая школа
Дмитрий Горелышев
Дмитрий Горелышев

4 ноября 2023 г.

Ред. Инна Никитина, Илья Голицын

Как современные графики используют возможности карандаша

насмотренностьтехники и материалы

За двадцать три года целенаправленного рисования я перепробовал большинство графических материалов, — в чистом виде и в разных сочетаниях. И всегда после периода увлечения какой-то техникой возвращался к карандашу — базовому и многогранному. Это по-хорошему «никакой» материал, — у него нет изначальной выразительности акварели, туши, угля. Тем интереснее искать в нем свой собственный язык. Вот шесть примеров того, как классные современные графики используют возможности карандаша.

1. Жуан Фазенда

Рисует линией разной толщины, чередует плотный и рыхлый штрих, растирает пальцем, использует растр и узоры. В результате достаточно быстрый рисунок выглядит насыщенным, его хочется разглядывать. А разная плотность и прозрачность силуэтов создает ощущение движение внутри композиции.

2. Яннис Ла Маккия

Всё нарисовано линиями одной толщины, пространство и объем получается только благодаря разным интервалам между «досками» на разных планах. В первый момент изображение воспринимается плоским и серым, а потом постепенно разгадываешь в нем глубокое пространство. Обратите внимание как запрятан единственный в рисунке тональный акцент.

3. Джонатан Фарр

Внутри темного пятна автор полутонами рассказывает о ритмах и контрформах, многочисленных пересечениях объектов. Штриховка быстрая, интенсивная, но четкость и аккуратность краев у нескольких форм создает ощущение плотности и завершенности листа.

4. Йокум Нордстрём

По-детски обаятельно нарисованные корабли, рыбы и люди приобретают эпическое звучание старинной резцовой гравюры благодаря техническим находкам автора. Он рисует волны и облака вязанкой карандашей, собранных наподобие широкой малярной кисти, это дает красивый каллиграфический эффект и тонкую детализацию. Кроме того рисует плотным мелким штрихом и растирает тон пальцем.

5. Янн Кебби

Чередует рисование острием и боковой частью грифеля в линиях и штрихе. Создает фокус на лице, — оно выглядит материальнее окружения благодаря более плотному и мягкому штриху.

6. Брайан МакГенри

По сути, автор использует всего три карандашных приема в точно найденной пропорции: тонкая линия, плотный тон с изменяющимся наклоном штриховки и растирка ластиком. Первое обеспечивает детализацию и масштаб, второе — массу, третье — расфокус и ощущение глубины.

Дмитрий Горелышев
Дмитрий Горелышев
Художник-график, иллюстратор. Художественный руководитель Простой школы. Старший преподаватель кафедры академического рисунка РГХПУ им. Строганова. Преподаватель Британской школы дизайна. Создатель и модератор виртуального Музея рисунка. Художник-график, иллюстратор.
Все статьи автора

Что еще посмотреть:

Как рисовать, когда не получается
пользарисованиетехники и материалы
Дмитрий Горелышев

2 февраля 2023 г.