Простая школа
Анна Журко
Анна Журко

4 марта 2024 г.

Ред. Инна Никитина, Даша Сорокина

Как выстроить композиционные связи в листе

композиция

Изображение — это встреча реальности с абстракцией.

Все соотношения, которые мы привыкли видеть в реальности, в рисунке выстраиваются заново. Чтобы это рукотворное пространство «не распадалось», нужно соединить все элементы между собой, опираясь на законы восприятия.

Давайте посмотрим, какие связи выстроить в листе, чтобы композиция получилась цельной.

Пространство листа

Любую линию, пятно или изменение тона мы воспринимаем как рельеф. Пространство листа можно сравнить с пещерой: глубина посередине и стены по сторонам. То, что находится в центре листа, кажется нам пространственным. А всё, что приходится на края формата — плоскостным.

Поэтому объемные, контрастные или близко расположенные к краю элементы останавливают взгляд и не дают ему продвигаться в глубину.

Джорджо Моранди
Джорджо Моранди

Передний план и глубина

Низ листа — это вход в изображение. Поэтому так важно его продумать: усилить то, что помогает этому движению, и убрать то, что мешает.

В этой работе Лоренцо Маттотти направляет взгляд зрителя от первого плана к самой дальней точке с помощью диагоналей.

Лоренцо Маттотти
Лоренцо Маттотти

Форма и контрформа

Пространство и объекты в нем неотделимы друг от друга. Изображая объекты, мы одновременно изображаем пространство — поэтому важно продумать как они взаимодействуют друг с другом.

Контрформы — это пространственные паузы между объектами. Они так же важны в композиции, как и формы. Мы также продумываем их общую композицию, место в формате, качество очертаний. Смотрение через контрформы может добавляет точности и остроты в рисовании форм.

Евгения Колесникова
Евгения Колесникова
Пабло Пикассо
Пабло Пикассо

Статика и динамика

Важно решить, что в композиции главное: движение (то есть, динамика), или покой (то есть, статика).

Статичные композиции стремятся к равновесию. В них преобладают вертикаль и горизонталь. А из форм — квадрат и круг.

В динамичных больше диагоналей, треугольников — форм, в которых нарушается равновесие. Чем более неустойчивая композиция, тем больше в ней ощущается движение.

Динамика. Казимир Малевич
Динамика. Казимир Малевич
Статика. Лайош Кассак
Статика. Лайош Кассак
Анна Журко
Анна Журко
Окончила Московский Государственный Университет Печати по направлению графика. Занимается станковой графикой и иллюстрацией. Сооснователь Дизайн-бюро «Щука», в 2022-2023 году была арт-директором издательства «Миф». Победитель независимого конкурса иллюстрации «Морс» в 2022 году. Сотрудничает с издательствами «Самокат», «Волчок», «Розовый жираф», «Альпина». Преподает в Британской Школе Дизайна.
Все статьи автора

Что еще посмотреть:

Как сделать тональный эскиз и зачем он нужен
пользаграфикакомпозициярисование по фото
Ксения Пантелеева

9 октября 2023 г.