Майские в Простой школе
С 2 мая
Одиннадцать мастер-классов на самые разные темы
Майские праздники — хорошее время, чтобы попробовать разные техники и подходы в компании таких же горящих интересом людей.
Мы запланировали одиннадцать мастер-классов — очных и онлайн. Набор тем самый обширный — от печати на станке до создания инсталляций. Материальный результат тоже останется: рисунки, принты, этюды и даже зин.
Печать с натуры

Гравюра на пластике — это здорово!
Во-первых, с ней не закопаешься в детали. Это же не карандаш какой-нибудь, которым можно перерисовывать все, что есть в натуре. Тут обобщать приходится, и тем интереснее: могут появиться новые решения.
Во-вторых, любопытно работать с формой, потому что приходится чутка наугад действовать. Неизбежно что-то поедет, будут какие-то случайности. Которые на самом деле и нужны, ведь зачем еще печатать.
В-третьих, у вас точно будет законченная вещь.
В-четвертых, вы уже поняли, что мы адвокаты гравюры на пластике. Так что приходите делать ее прямо с натуры. Получится небольшой тираж и готовые печатные формы.
Принты преподавателя



Без этого может быть сложновато (если сомневаетесь, спросите у нас)
– Вы нарисовали хотя бы 10 набросков с натуры
– Хотя бы немного работали светлыми сухими материалами на тёмной бумаге
Результат
– 6-9 оттисков с тремя разными позами, по желанию — одна многофигурная композиция
– Печатные формы для дальнейшей работы
Что принести с собой
Ничего, все дадим
Театральный персонаж

В театре, когда герой выходит на сцену, про него сразу всё понятно. Он еще ничего не сказал, а зрители уже знают, кто это, — сумасшедший профессор или добрый волшебник. Персонажа «сделали» пластика фигуры и костюм.
В иллюстрации считывание характера героя работает примерно так же. Так что разбор приемов театральных художников — отличный способ подчерпнуть что-то для своей практики.
Маша расскажет, как работали с персонажами Лев Бакст, Павел Челищев, Александра Экстер и другие. А потом вы сами создадите эскиз персонажа и разовьете его в иллюстрацию.
Рисунки преподавателя



Рисунки участников прошлого набора






Без этого может быть сложновато (если сомневаетесь, спросите у нас)
– Рисовать человека в любой позе с натуры. Если по памяти — еще лучше, но не обязательно
Результат
10–15 набросков и готовый рисунок
Что принести с собой
– Бумагу А4 для набросков или офисную — 20-25 листов
– Плотную бумагу А4 типа Гознака — 5 листов
– Цветные карандаши, тушь и кисть щетину или бамбуковое перо — на выбор
Можно работать в цифре. Тогда понадобится только графический планшет с установленной программой.
Монументальный трафарет

За что мы любим трафарет? Можно довольно быстро сделать довольно эффектное изображение.
А если взять формат побольше и поработать над ним подольше, в листе появится основательность и монументальность. Да можно сказать скульптурность — посмотрите на работы ниже.
Что-то подобное и вы и будете делать на мастер-классе. Найдете выразительный силуэт фигуры на большущем листе, а потом «пролепите» форму.
Не обойдется без композиционных вопросов. Анастасия покажет три подхода к компоновке: доминирование листа над изображением, равновесие между ними и компоновка враспор.
Работы преподавателя





Без этого может быть сложновато (если сомневаетесь, спросите у нас)
– Рисовали наброски любой натуры в течение нескольких месяцев
– Нарисовали фигуру хотя бы 10 раз
Результат
Графический лист формата А1
Что принести с собой
– Бумагу А1 — 4 листа
– Плотную бумагу А4 для эскизов
– Карандаши для эскизов
– Черную штемпельную подушку
– Черную штемпельную краску
– Поролоновые валики
– Кисти-спонжи
Инсталляция

Инсталляция — это всегда про пространство. Всегда. Без исключений.
А работа с пространством — отличная гимнастика для мозга. Потому что приходится мысленно вращать предметы, представлять их с разных ракурсов и прикидывать заранее, что будет, если их переставить.
Этот навык пригодится и для рисования по воображению, и для выстраивания композиции: чтобы обдумывать что и где изобразить в листе.
На занятии вас ждет сначала работа с эскизами, а потом их реализация и обсуждение, — и все это в команде. Влад вот как говорит: «Мы просто соберемся и повеселимся: поделаем то, что не делали до этого».
Инсталляции и рисунки преподавателя
Без этого может быть сложновато (если сомневаетесь, спросите у нас)
Никакие умения и не нужны. Занятие подходит начинающим с нуля
Результат
Серия фотографий с инсталляциями
Что принести с собой
• Бумагу или скетчбук
• Карандаш или ручку
Растения и акварель
Порисуете акварелью по сырому и начнете понимать что-то про эту технику. А параллельно поработаете над узнаваемостью растений. Но не так чтобы срисовывать точь-в-точь. А так, чтобы найти баланс между точным рисованием и передачей впечатления.
Ну и плюс погрузитесь в очень приятный медитативный процесс. В рисовании растений все для этого есть: свежие цвета, интересные формы и детали.
Работы преподавателя





Без этого может быть сложновато (если сомневаетесь, спросите у нас)
– Вы можете поставить себе творческую задачу и решить ее
– Нарисовали хотя бы 10 работ работ в любых техниках
Результат
– Композиционные эскизы
– Несколько готовых акварельных работ
Что принести с собой
Бумага
• Офисная А4 — 10 листов
• Акварельная 300 гр/м средней зернистости — 5-10 листов. Формат: А4 или А3. Подойдет «Лилия холдинг» или «Поль Рубенс»
Кисти
• Белка или пони круглая от №5
• Синтетика или колонок круглая №2 или №3 Если есть свой набор кистей — приносите.
Краски
Любой набор профессиональной или полупрофессиональной акварели. Если у вас есть привычный — он подойдет. В нем обязательно должны быть желтая акварель и ультрамарин.
Еще понадобятся:
• Палитра — фаянсовая тарелка
• Малярный скотч
• Простой карандаш
• Ластик
• Точилка или макетный нож
• Планшет, лист переплетного толстого картона или пенокартон — на выбор. Размер: по обеим сторонам на 5-10 см больше формата, на котором будете рисовать
Нарядные персонажи
Цветной трафарет крут: эффектный, яркий, быстрый, простой в исполнении. Если вы любите четкие силуэты и красочные принты — ну это вообще для вас.
При этом есть и куда усложниться: можно добавить цветные слои, маски и градиенты, текстуры.
Приходите на мастер-класс — используете все, что мы перечислили, и создадите ярких персонажей в костюмах.
Персонажи преподавателя



Персонажи участников



Без этого может быть сложновато (если сомневаетесь, спросите у нас)
– Умение работать макетным ножом
– Опыт регулярного рисования фигуры с натуры хотя бы в течение полугода
Результат
• Палитра с текстурными выкрасками
• 1–2 готовых принта
Что принести с собой
• Чистые штемпельные подушки и чернила к ним: синие, красные, зеленые. Или уже готовые штемпельные подушки — подойдут обычная подушка, подушка с несколькими цветами, маленькая подушка
• Папка с бумагой А3
• Папка с листами кальки А3
• Губки поролоновые для мытья посуды — 1 упаковка
• Поролоновые валики: детские, для больших плоскостей, — 3 штуки
• Цветные карандаши
• Макетный или канцелярский нож
• Малярный скотч
• Простой карандаш
• Ластик для стирания
• Ластики прямоугольные для штампов — 5 штук
• Изображения человека в костюме. Подойдут исторические персонажи, случайные прохожие, персонажи из другой эпохи или субкультуры
Портретный этюд

Если долго вариться в собственной практике, то ответы даже на базовые рисовальные вопросы, скорее всего, найдутся без помощи со стороны. Правда отчасти это изобретание велосипеда: открытие того, что другим давно известно.
Можно ускорить прохождение этого этапа и двигаться к новым, более глубоким и любопытным задачам, — прийти к тому, кто поможет разобраться с текущими темами. Как Женя и сделает на этом мастер-классе.
Женя: «Разберем сходство на разных уровнях, на чём оно строится. Как вести работу быстро, от общего к частному, не отвлекаясь сразу на мелочи. Как положить мазок, намешать цвет и стоять за мольбертом удобно».
Без этого может быть сложновато (если сомневаетесь спросите у нас)
– Пару раз рисовали портрет карандашом или писали маслом
Результат
Портретный этюд формата А3
Какие краски понадобятся
Женя: «Лучше всего масло. У акрила цвета прозрачнее, диапазон тонов меньше, а после высыхания он меняет цвет и тон. Но если хочется, берите его или темперу».
Подходят
– «Мастер-класс»
– «Ладога» — только отдельные краски: белила, ультрамарин, охры, умбра
– «Подольск арт-центр»
Не покупайте, но если лежат в запасах, — пользуйтесь
– «Сонет»
– «Малевич»
– «Гамма Студия»
Цвета
Любые, какие есть. Если нет ничего, то лучше десять тюбиков, по одному на каждый цвет.
– Белила — любые
– Кадмий жёлтый тёмный
– Кадмий лимонный
– Сиена натуральная или охра золотистая, светлая, жёлтая, тёмная
– Кадмий красный светлый
– Краплак фиолетовый прочный, еще подойдет марганцевая фиолетовая, капут-мортум или гутанкарская фиолетовая, если не хотите использовать ярко-фиолетовый
– Сиена жжёная или красная охра
– голубая ФЦ или берлинская лазурь (она же прусская голубая и железная лазурь)
– Ультрамарин или кобальт синий спектральный
– Умбра жженая или марс коричневый тёмный
Женя: „Акрил должен быть действительно темным. Например, у «Мастер-класса» ультрамарин намного темнее, чем у «Гаммы». Открывайте тюбики, прежде чем купить“.
Живопись Жени



Живопись учеников



Что еще принести с собой
Поверхность для работы
Для акрила и темперы — плотную бумагу или негрунтованный картон А3.
Для масла — грунтованный холст — лучше всего на картоне, но на подрамнике или отрезом тоже подойдет. Или грунтованный картон — лучше покрыть его акриловым лаком или дополнительным слоем грунта.
Кисти
Какие есть. Если нет ничего, купите 2–3 щетиновые плоские, со скругленными углами. Например марки «Пинакс», с черными ручками.
Если есть флейц — захватите обязательно. Специально не покупайте.
Разбавители
Для акрила или темперы — вода
Для масла — любой без запаха, подойдет пинен или тройник
Женя: «Можно писать просто на пинене, но лучше смешать его с льняным маслом и даммарным лаком. Возьмите две части пинена и по одной части масла и лака — получится тройник. Он продается и готовый — такой тоже подойдет, хоть и похуже качеством»
Инструменты
• Маслёнку с двумя ёмкостями — одна для тройника или масла, вторая — для скипидара или подсолнечного масла, чтобы смывать лишнюю краску с кистей в процессе.
• Мастихин — чтобы счищать лишнюю краску. Подойдет столовый нож
• Палитру — лучше взять деревянную. Если уже есть пластиковая или одноразовая бумажная — несите
• Ветошь и влажные салфетки — тряпочки удобнее бумажных салфеток
• Бумажный скотч — для крепления бумаги или картона к подложке
Зверская печать

Животные прыгают, носятся, валяются и скачут. Как за ними успеть и все это нарисовать? Двигаться так же быстро, как они!
Потому сначала будут минутные скетчи по фотореференсам. Лучшие из которых вы затем переведете в принты.
Для этого познакомитесь с техникой высокой печати с пластика. И что-то поймете про то, как с ее помощью изобразить разные фактуры: пушистую шерстку, чешую, перья.
Принты участников
Без этого может быть сложновато (если сомневаетесь, спросите у нас)
Вы рисовали с натуры хотя бы пару раз
Результат
– 20 быстрых набросков
– 3–5 готовых принтов
– Форма для печати
Что принести с собой
• Тонкую бумагу — 20–25 листов формата А3
• Толстую бумагу, например ватман, бумагу для печати «Кентавр Хирон» или любую другую, кроме глянцевой, — 10 листов формата А3
• Кальку — 1–2 листа формата А3
• Любой удобный материал для быстрого рисования: мягкий карандаш, линер, ручку, маркер, тушь, уголь
• Макетный нож
Цианотипия на ткани

Цианотипия — это способ художественной фотопечати. Принты можно делать не только на бумаге, но и на ткани.
Даша: „Меня очень увлекают эксперименты с цианотипией: это живая техника, которая всегда предлагает автору свои незапланированные «подарки». И сам носитель — ткань — становится «соавтором», который привносит свой «ощутимый» вклад в процесс.
На мастер-классе мне хотелось исследовать более широкие возможности цианотипии и те преимущества, которые дает ткань. Рамки расширяются — плоскость листа заменяется «пространством» изделия с исходным дизайном, применением и характеристиками поверхности. Задача более сложная, но и результат — более ощутимый.
Этот опыт поможет лучше прогнозировать итог и управлять им. Смысл мастер-класса как раз в том, чтобы «столкнуть шар с горы»: запустить самостоятельный творческий поиск нужных участникам «спецэффектов»“.
Работы преподавателя
Без этого может быть сложновато (если сомневаетесь, спросите у нас)
– Есть опыт рисования, дизайна, фотографии
Результат
– Текстильное изделие с отпечатком
– Пробные варианты на ткани и бумаге
– Подготовительные трафареты и пленки — дома их можно снова отпечатывать
– Эскизы
Что принести с собой
– Бумагу для эскизов — 5 листов
– Инструменты для дорисовки: акриловые маркеры, гуашь, акрил или тушь
– Ткани для пробников — лучше такие же, как для итогового изделия
– Ткань или готовое изделие для финальной работы — общая площадь не больше А2. Это могут быть два небольших изделия или одно двумя областями для принта: рубашка, сумка и скатерть с двух сторон.
Если вы хотите отпечатать снимок, пришлите 1-3 варианта заранее на почту преподавателя smilla07@mail.ru для доработки и вывода на пленку
Цирк, да и только

Зин — это маленькая книжка с историей в рисунках. Тема может быть любой.
На мастер-классе вы сделаете зин про бродячий цирк. Сложите макет. Напечатаете циркачей через трафарет. И дорисуете детали, подглядывая на фотографии настоящих артистов.
Получится авторское издание. Второго такого просто не будет.
Зины Алисы






Без этого может быть сложновато (если сомневаетесь, спросите у нас)
– Сможете вырезать силуэт из кальки канцелярским ножом
– Рисовали человечков хотя бы в детстве
Результат
Небольшой многостраничный зин
Что принести с собой
Для трафаретной печати штемпельной краской
• Штемпельная подушка, подойдет марки «Комус»
Для трафаретной печати гуашью
• Гуашь
• Палитра
• Баночка с водой
Бумага
1 лист А3. Если планируете печатать штемпельной краской — берите тонкий принтерный. Если гуашью — плотный, типа «Гознак»
Еще понадобятся
• Макетный нож, подойдет макетный нож «Олфа»
• Подложка, на которой не жалко резать. Подойдут картон, макетный коврик, пара листов плотной ненужной бумаги
• Калька А4 — 1 лист, например, калька «Палаццо». Можно заменить на лист принтерной бумаги А4
• Валик поролоновый маленький или поролоновая губка для посуды
• Малярный скотч
• Любой комфортный линейный материал: цветные карандаши, черный карандаш, фломастеры, линер
Предмет с характером

У каждой вещи свой характер: кто-то важный и чопорный, как антикварная ваза, а кто-то уютный и домашний, как потёртый плетёный короб.
На мастер-классе вы будете учиться видеть эти «личности» предметов и показывать их в рисунках.
Сначала разберете работы крутых художников, а потом возьметесь за дело сами. Исследуете предмет, высмотрите в нем характерные черты, — форму, текстуру, цвет — а затем усилите их в рисунке.
Рисунки преподавателя



Без этого может быть сложновато (если сомневаетесь, спросите у нас)
Никакие умения и не нужны. Занятие подходит начинающим с нуля
Результат
– Эскизы
– Коллажи
– Один или два портрета предмета
Что принести с собой
– Черную тушь
– Щетинную кисть — №4–5
– Карандаш — графитовый 8В или черный «Дервент Дроуинг»
– Черную тонкую бумагу — 3–5 листов
– Плотные листы А3 — 2–3 листа
– Тонкую бумагу А4 для набросков — 15 листов
– Цветные карандаши, пастель, мелки, маркеры — на выбор
Можно работать в цифре. Тогда понадобится только графический планшет с установленной программой.
«Майские в Простой школе»
Если у вас есть вопрос — напишите!
Ответим в течение суток