Истории искусства
Онлайн-курс Ивана Григорьева
12 января — 29 марта
12 лекций с практикой Зум-созвоны по пятницам с 19 до 21
Погружение в историю искусств с практической стороны
История искусств увлекательна сама по себе. А когда не просто изучаешь, кто, что, когда нарисовал, а подмечаешь интересные приемы и сразу применяешь их, становится еще интереснее.
Так и построены занятия: теория и сразу после практическое задание. В теоретической части Иван будет анализировать работы художников и раскрывать каждую тему на примерах. А в завершение разберет, что получилось в практической части.
Вы узнаете о принципах композиции, как передать главное одной линией; как сделать даже незаконченный рисунок цельным; какую роль в композиции выполняет черный цвет. Всё это — примерах интересных эпизодов из истории искусства и случаев из жизни художников. Лекции и задания помогут погрузиться в историю искусства — а потом легче будет выбрать, в какую тему углубиться самостоятельно.
→ Можно участвовать и художникам и тем, кто не будет рисовать.
Иван: «Сейчас можно найти очень много неструктурированной информации об искусстве. Курс поможет разобраться, какие знания для художника действительно важны, расставить приоритеты и выработать стратегию в области познания нового и приобретения навыков».
Минимальный опыт для участия
Подходит в том числе начинающим с нуля
Каким запросам отвечает
– Только начинаю рисовать — ничего не понятно, но очень интересно
– Рисую давно, хочется обогатить практику опытом других художников
– Хочу стать художником, но не знаю, с чего начать
– Интересуюсь искусством, хочу привести свои знания в систему
Сколько времени занимает
Три-четыре часа в неделю
Темы
Многофигурная композиция, цвет, пейзаж, портрет, натюрморт, техники и материалы
Техники
Карандаш, линер, тушь, акварель, цветные карандаши, мягкие материалы
Что развивается
· Чувство цвета и тона
· Знание законов композиции
· Навык анализа работ — в том числе, и своих
· Понимание, какие знания необходимы для художника
· Представление о том, как выстроить собственную художественную практику
Результат
· Фактические и теоретические знания
· Аналитические копии и собственные работы — три–четыре за урок, примерно 36-40 за весь курс
Преподаватель
Иван Григорьев
Окончил Московский Полиграф (МГУ Печати) в 2001 году (специальность —художник-график). Учился у художников Владимира Шишкова и Александра Ливанова. С начала 2000 преподавал рисование детям и взрослым в частных студиях. С 2002 года — член МСХ (секция эстампа) Рисует с натуры, гравирует, пишет акварелью и маслом, занимается иллюстрацией.
Как устроена каждая лекция
· Лекция — 25–35 мин
· Анализ произведений — 20–30 мин
· Вопросы и обсуждение работ в конце занятия.
· Практическое задание
· Разбор результатов [для участников варианта с обратной связью]
→ Лекции проходят в формате Зум-созвонов
Записи выкладываем на Ютуб — можно будет снова посмотреть их в любой момент.
→ Задание выдается на созвоне
Выполнять его можно в процессе и получить разбор сразу, или после и получить разбор на следующем созвоне.
→ Практическая часть — в Телеграм-чате
Участники будут выкладывать туда свои рисунки, а преподаватель комментировать.
Пример лекции
Программа
1. Одной линией
Как выразить идею кратко и что такое жестовое рисование на самом деле
Иван: «Рассмотрим быстрые зарисовки разных художников. Выясним, как расставить приоритеты, подчеркнуть детали и передать главное за минуты с помощью линии».
Практика
Копия зарисовки любого художника: от Рембрандта до Бенуа Гийома. Рисунок с натуры быстрой безотрывной линией. Акцент на направление масс, а не контуры.
Материалы
· Бумага А4 — три-четыре листа
· Чёрная ручка
· Карандаши
2. Оставляя белое
Почему старые мастера тщательно прорабатывали живописные работы и намеренно не доделывали графические.
Иван: «Освоим принцип незаконченности и попробуем рисовать так, чтобы остановиться в любой момент и все равно получить цельную работу».
Практика
Копия «незаконченного» рисунка любого художника. Рисунок с натуры по принципу незаконченности с случайным таймингом: когда истечёт время — неизвестно, поэтому нужно следить за цельностью.
Материалы
· Бумага А4 — три-четыре листа
· Графитный карандаш
· Цветные карандаши
3. Абсолютный ноль
Как использовать чёрный в композиции
Иван: «Роль чёрного менялась, но важной оставалась всегда — и в живописи, и в графике. На занятии научимся использовать черный в разных планах и управлять его звучанием с помощью формы пятна».
Практика
Копия любых гравюр на выбор: от работ XVI века до современных, — и добавление в них черного. Натюрморт с натуры с чёрным в разных планах.
Материалы
· Бумага А4 — три-четыре листа
· Черный цветной карандаш
· Черная бумага
· Черная тушь
4. Чистый цвет и извержение вулкана
Иван: «Проследим историю «свечения чистого цвета» через работы классициста Клода Лоррена, его последователя Уильяма Тёрнера и художника XX века Марка Ротко. Увидим, как в наше время эта идея отразилась в световых инсталляциях Джеймса Таррелла».
Практика
Копия живописных работ цветным карандашом. Цель — плотность и звучность живописного цвета. Затем натюрморт или пейзаж с натуры по тем же принципам.
Материалы
· Бумага А4 — три-четыре листа
· Цветные карандаши
· Акварель или гуашь — на выбор
5. Ритмичное смотрение
Как метр и ритм организуют движение по поверхности и в глубину рисунка
Иван: «Всё что мы видим в жизни и на картине объединено ритмически. Разберем, как вместо «предметного» восприятия научиться видеть ритмы»
Практика
Анализ ритмических построений — вычленение и копирование ритма.
Материалы
· Бумага А4 — три-четыре листа
· Карандаши
· Тушь
6. Непрерывность
Как художники рисуют движение
Иван: «Всё в мире двигается, а изображение неподвижно — художники по-разному отвечали на этот вызов. Кубисты рисовали предмет с нескольких точек, воспроизводя движение глаза вокруг объекта. Футуристы изображали, как движется сама форма, причем все фазы одновременно. Рассмотрим и освоим эти и другие способы».
Практика
Копия работы кубистов или футуристов. Рисунок движения с натуры.
Материалы
· Бумага А4 — три-четыре листа
· Цветные карандаши
· Мягкие материалы: соус, сангина, сепия
· Серая тушь (разбавленная черная)
· Акварель
7. Формат кадра
Как горизонталь и вертикаль взаимодействуют и спорят
Иван: «Движение вдоль поверхности листа — фриз. Это рассказ без начала, центра и завершения. Всё иначе в вертикальном изображении. На занятии разберёмся, зачем по-разному «кадририровать» реальность и какую роль в композиции играют горизонталь, вертикаль и диагональ».
Практика
Копия горизонтальной и вертикальной композиции. Натюрморт с натуры: горизонтальный и вертикальный формат.
Материалы
· Бумага А4 — три-четыре листа
· Цветные карандаши
· Мягкие материалы: соус, сангина, сепия
· Серая тушь (разбавленная черная)
· Акварель
8. Объемы в пространстве
Как скульптурные методы помогают понять главное в композиции
Иван: «Великие скульпторы Микеланджело, Роден, Джакометти и Бранкузи не копировали реальность, а занимались вопросами движения, поверхности и массы. Разберем, как это поможет художнику решить композиционные задачи плоскостного изображения».
Практика
Рисунки по мотивам разных скульптур. Рисование с натуры на объёме: на бумаге, свернутой в цилиндр, бумажном стаканчике, кубике из бумаги.
Материалы
· Бумага А4 — три-четыре листа
· Чёрную тушь
· Серая тушь (разбавленная черная)
· Цветная бумага
9. Изобретение живописи
Как из «греческого профиля» возник греческий рельеф
Иван: «В античности считали, что живопись изобрела греческая девушка, которая обвела тень профиля возлюбленного. В этой легенде есть зерно истины — традиционная европейская система ограниченной плоскости возникла именно в Древней Греции на основе профильного изображения. Рассмотрим смысл этой системы и выясним, как она влияет на всё, что мы рисуем».
Практика
Копия греческого изображения. Рисунок с натуры с помощью линии и силуэта.
Материалы
· Бумага А4 — три-четыре листа
· Карандаш
· Чёрная тушь
· Серая тушь (разбавленная черная)
10. Форма воздуха
Что такое контрформа: как и зачем рисовать пустоту
Иван: «Контрформа — это не просто плоский промежуток между фигурами, но и глубина. Проследим ее историю в истории искусства и научимся создавать рельефное изображения, рисуя не предметы, а пустоты между ними».
Практика
Аналитическая копия с вниманием к контрформам. Рельеф из плотной мятой бумаги с дорисовкой карандашами. Натура — натюрморт.
Материалы
· Бумага А4 — три-четыре листа
· Карандаши — графитные или цветные
11. Рельеф и планы
Как и зачем изображать время
Иван: «Планы в изображении как прошлое, настоящее и будущее. Главный план, «настоящее», будет самым объёмным и акцентированным. Разберём примеры подобных композиций и попробуем управлять временем самостоятельно.».
Практика
Анализ устройства планов в разных работах и копирование. Натурное рисование натюрморта, пейзажа или интерьера.
Материалы
· Бумага А4 — три-четыре листа
· Карандаши
· Серая тушь (разбавленная черная)
12. Внутри сферы
Вогнутое пространство от Византии до Матисса и метод цветного силуэта
Иван: »Как Матисс полюбил осетрину и иконы, а традиции византийской живописи стали частью модернистского дискурса. На занятии поговорим о «сферическом пространстве» и освоим выразительные возможности цветного силуэта».
Практика
Аналитическая копия работы со «сферическим» пространством. Работа с натуры по методу цветного силуэта на вогнутой поверхности.
Материалы
· Бумага А4 — три-четыре листа
· Цветная бумага
· Акварель или гуашь
Отзывы участников прошлых наборов
«Истории искусства»
Если у вас есть вопрос — напишите!
Ответим в течение суток