Руки, плечи, голова
Очный курс Жени Деминой
8 февраля — 21 марта
6 занятий По четвергам С 19 до 22
Портрет с руками маслом на большом формате. Сначала рисунок, потом «лепка» формы цветом
За выразительность и характер в портрете отвечает не только лицо, но и положение рук, наклон спины и поворот плеч. Увязать все части фигуры между собой и написать портрет с руками поможет понимание формы и умение «слепить» эту форму цветом.
Женя объяснит, как выстроить работу поэтапно, чтобы получилось и живописно, и похоже. Вы начнёте с карандашного рисунка — это поможет понять, из каких объёмов состоят голова, торс и кисти, и как они соединяются вместе. А потом возьмёте формат побольше и напишете всё это красками: будете «лепить» цветом те формы, что построили в рисунке. И параллельно разбирать, почему тот или иной оттенок виден на конкретной форме.
Будет два уровня сложности. Те, кто уже пробовал писать людей с натуры, сделают поясной портрет — уделят внимание рукам, плечам, пластике корпуса.
А те, кто будет работать над портретом впервые, напишут только голову — чтобы побыстрее разобраться с построением и сосредоточиться на объёме и характере.
Минимальный опыт для участия
· Рисовал с натуры хотя бы пару раз
· Пробовал писать портреты, пробовал писать масляными красками
Каким запросам отвечает
· Не получается «усадить» модель в листе
· Не знаю, как нарисовать объем в фигуре, суставы получаются плоскими
· Не умею рисовать руки, не понимаю, как они устроены
· Беру краску сразу из тюбика, не могу сделать цвета, «как в жизни»
· Начинаю рисовать лицо, а затылок потом приходится увеличивать, и вся фигура искажается
· Могу только нарисовать голову, при попытках писать цветом теряюсь
· Пишу портреты, но люди получаются одинаковыми и не получается передать сходство
Темы
Портрет
Техники
Масло, темпера, гуашь, акрил
Что развивается
· Умение передать сходство в портрете
· Понимание пластики тела
· Умение «лепить» форму цветом
· Чувство пропорций и композиции
Результат
Портрет с руками на большом формате
Преподаватель
Евгения Демина
Живописец, керамист. Закончила Строгановку, с 2013 вела в Простой школе живописные практики, которые переросли в живописные группы.
Живопись преподавателя
Программа
1. Рисунок. Структура головы, плечевого пояса, кистей
Разбор структуры форм и сочленений, общей пластики позы. Поиск баланса и взаимосвязей отдельных объемов тела: таз, грудная клетка, плечевой пояс, шея, голова.
Что принести с собой
· Простой карандаш
· Бумагу А3 «Гознак» — два-три листа
2. Продолжение рисунка
Завершение рисунка, уточнение пропорций и деталей. Поиск формата и композиции портрета, тоновый эскиз.
Что принести с собой
· Простой карандаш
· Бумагу А3 «Гознак» — два-три листа
3. Цвет и композиция
Перенос рисунка кистью на грунтованный картон. Начало работы красками — подмалёвок. Распределение основных цветовых пятен.
Что принести с собой
· Картон или холст
· Краски — масло, темперу или акрил
· Кисти
· Палитру
· Масленку
4. Начало портрета
Продолжение работы красками. Вылепливание формы цветом.
Что принести с собой
· Краски — масло, темперу или акрил
· Кисти
· Палитру
· Масленку
5. Продолжение портрета
Продолжение работы красками.
Что принести с собой
· Краски — масло, темперу или акрил
· Кисти
· Палитру
· Масленку
6. Завершение портрета
Уточнение касаний цветовых пятен. Проработка деталей, расстановка акцентов.
Что принести с собой
· Краски — масло, темперу или акрил
· Кисти
· Палитру
· Масленку
Материалы
Женя: «На курсе лучше всего писать маслом. Темпера и акрил допустимы, но работать с ними будет в разы труднее, — часть внимания и сил будет уходить на сопротивление самого материала».
Краски
Подходят «Мастер-класс», «Ладога», «Подольск», «Гамма», серия «Старый мастер». Нужно по одной краске из каждого пункта. Всего одиннадцать-двенадцать штук.
· Белила — любые
· Кадмий жёлтый тёмный
· Кадмий лимонный
· Сиена натуральная или Охра золотистая, светлая, жёлтая, тёмная
· Кадмий красный светлый
· Краплак фиолетовый прочный
· Марганцевая фиолетовая, или Капут-мортум, или Гутанкарская фиолетовая, если не хотите использовать ярко-фиолетовый
· Сиена жжёная или Красная охра.
· Голубая ФЦ или Берлинская лазурь (она же Прусская голубая и Железная лазурь)
· Ультрамарин или Кобальт синий спектральный
· Умбра жженая или Марс коричневый тёмный
· Кобальт зелёный тёмный или светлый — желательно, но не обязательно
Поверхность для работы
· Для масла — лист грунтованного картона, подойдет холст на картоне или на подрамнике, не менее 50×70 сантиметров. Лучше купить его после второго занятия. Обсудим на занятии, кому какой формат подойдет
· Для темперы или акрила — плотную бумагу или негрунтованный картон
Кисти
· Щетиновые плоские с длинным ворсом. Одна шириной 19–25 мм, другая 13–16 мм. Лучше всего «Пинакс», «Гамма Студия», «Гамма Пейзаж», «Сонет», «Черная речка»
· Синтетические плоские — две шириной по 10 мм и две шириной по 7 мм. Лучше всего «Пинакс»
Женя: «Мы будем работать с небольшими форматами, но крупные кисти всё равно нужны. Они главный инструмент. Если у вас уже есть какие-то, пользуйтесь ими. Если достаточно крупных нет, докупите. Мелкие кисти удобнее синтетические, чем щетиновые».
Разбавители
Можно писать просто на пинене. Но лучше смешать его с льняным маслом и дамарным лаком, — получится Тройник:
· пинен (разбавитель № 4) — 1 часть
· масло — ½ часть
· лак — ½ части
Тройник продается и готовый — он тоже подойдет, хоть и похуже качеством
Для акрила и темперы нужна вода
Маслёнка
· Одна емкость — для тройника или масла
· Вторая — для скипидара или подсолнечного масла, чтобы смывать лишнюю краску с кистей
Мастихин
Чтобы счищать лишнюю краску. Можно заменить столовым ножом
Палитра
Лучше взять деревянную. Если уже есть пластиковая или одноразовая бумажная — несите
Бумажный скотч
Для крепления бумаги или картона к подложке
Ветошь и влажные салфетки
Чтобы вытирать руки и все остальное
Ретушный лак
Например, марки «Невская палитра»
Работы учеников Жени
Отзывы участников курсов Жени
«Руки, плечи, голова»
Если у вас есть вопрос — напишите!
Ответим в течение суток