![Анна Журко](/_next/image?url=https%3A%2F%2F769200.selcdn.ru%2Fprostaya%2F2_545a17ec87.jpg&w=3840&q=75)
4 марта 2024 г.
Ред. Инна Никитина, Даша Сорокина
Как выстроить композиционные связи в листе
Изображение — это встреча реальности с абстракцией.
Все соотношения, которые мы привыкли видеть в реальности, в рисунке выстраиваются заново. Чтобы это рукотворное пространство «не распадалось», нужно соединить все элементы между собой, опираясь на законы восприятия.
Давайте посмотрим, какие связи выстроить в листе, чтобы композиция получилась цельной.
Пространство листа
Любую линию, пятно или изменение тона мы воспринимаем как рельеф. Пространство листа можно сравнить с пещерой: глубина посередине и стены по сторонам. То, что находится в центре листа, кажется нам пространственным. А всё, что приходится на края формата — плоскостным.
Поэтому объемные, контрастные или близко расположенные к краю элементы останавливают взгляд и не дают ему продвигаться в глубину.
![Джорджо Моранди](/_next/image?url=https%3A%2F%2F769200.selcdn.ru%2Fprostaya%2FScreenshot_2024_02_05_121750_2_4c9a82a278.jpg&w=3840&q=75)
Передний план и глубина
Низ листа — это вход в изображение. Поэтому так важно его продумать: усилить то, что помогает этому движению, и убрать то, что мешает.
В этой работе Лоренцо Маттотти направляет взгляд зрителя от первого плана к самой дальней точке с помощью диагоналей.
![Лоренцо Маттотти](/_next/image?url=https%3A%2F%2F769200.selcdn.ru%2Fprostaya%2FScreenshot_2024_02_05_120300_1_c0fa31685b.jpg&w=3840&q=75)
Форма и контрформа
Пространство и объекты в нем неотделимы друг от друга. Изображая объекты, мы одновременно изображаем пространство — поэтому важно продумать как они взаимодействуют друг с другом.
Контрформы — это пространственные паузы между объектами. Они так же важны в композиции, как и формы. Мы также продумываем их общую композицию, место в формате, качество очертаний. Смотрение через контрформы может добавляет точности и остроты в рисовании форм.
![Евгения Колесникова](/_next/image?url=https%3A%2F%2F769200.selcdn.ru%2Fprostaya%2F32322222_1_77ab85bf09.jpg&w=3840&q=75)
![Пабло Пикассо](/_next/image?url=https%3A%2F%2F769200.selcdn.ru%2Fprostaya%2F111111111111111_1_432d4902ee.jpg&w=3840&q=75)
Статика и динамика
Важно решить, что в композиции главное: движение (то есть, динамика), или покой (то есть, статика).
Статичные композиции стремятся к равновесию. В них преобладают вертикаль и горизонталь. А из форм — квадрат и круг.
В динамичных больше диагоналей, треугольников — форм, в которых нарушается равновесие. Чем более неустойчивая композиция, тем больше в ней ощущается движение.
![Динамика. Казимир Малевич](/_next/image?url=https%3A%2F%2F769200.selcdn.ru%2Fprostaya%2FKazimir_malevich_suprematista_costruzione_di_colori_1928_29_2_3aa37dedc8.jpg&w=3840&q=75)
![Статика. Лайош Кассак](/_next/image?url=https%3A%2F%2F769200.selcdn.ru%2Fprostaya%2F867_1071_Lajos_Kassak_Bildarchitektur_2_25ddbafbb1.jpg&w=3840&q=75)
![Анна Журко](/_next/image?url=https%3A%2F%2F769200.selcdn.ru%2Fprostaya%2F2_545a17ec87.jpg&w=3840&q=75)