Меню
Автопортрет в интерьере
Обзор задания из групп Д. Горелышева
3 июля, 2020
Ред. Инна Никитина
Дмитрий Горелышев
Художественный руководитель Простой школы. Старший преподаватель кафедры академического рисунка МГХПА им. Строганова. Преподаватель Британской школы дизайна.Создатель и модератор виртуального Музея рисунка.

Инстаграм
Работы на Фейсбуке
Упражнение из групп о рисовании человека, которое выполняли дистанционно.

Изучали взаимодействие фигуры со средой. Натуру брали самую доступную в изоляции — себя самих. Так получился автопортрет в интерьере. Искали неожиданные ракурсы, сюжеты, способы взаимодействия с пространством, предметами и отражениями. Работали последовательно по трём темам.
1. Глубина и ритм
в обычном пространстве
Рисовали пространство как видим или с небольшим гротеском. Обращали внимание на ракурс и ритм больших и малых форм, и тональных пятен. Использовали светотень как способ объединения композиции.

Ключевой момент этого этапа — физическое взаимодействие с зеркалом: куда его поставить, откуда на себя смотреть, что это меняет в восприятии интерьера. Некоторые участники использовали вместо зеркала отражающие предметы — вазы, дверь духовки, ложку.

Интересной задачей было смещение фокуса внимания с фигуры или портрета. Когда отражение человека видно в очень маленьком зеркале где-то с краю листа, или вся фигура в тени, а акцент на каком-то объекте. Как всегда при работе с пространством, в каждом случае нужно было решить на каком плане будет сделан акцент, а какие планы будут «пропущены».
2. Ритм в плоскостном изображении
Рисовали с натуры или на основе сюжетов, которые наработали в течении первого этапа. Изображали среду не так как видим: уплощали пространство, делали предметы в листе такими, какими нам нужно, а не такими, какие они есть, меняли их реальное расположение. Особое внимание уделяли ритму форм и контрформ.

При уплощении изображаемый объект теряет большинство своих натурных качеств — форму, рельеф, поверхность, текстуру, цвет. Поэтому важно внимательно отнестись к качествам его силуэта — единственному, что у него осталось.

Есть несколько способов, как сделать пространство плоским или уплощённым:
  • Ковёр
    Объекты становятся совершенно плоскими силуэтами на плоскости и составляют свободную или организованную регистрами плоскостную композицию. Наглядный пример такого решения — аппликации Матисса.
  • Искажение пропорций
    Даже относительно реалистично нарисованное пространство можно сделать уплощённым по ощущению, если сбить правильное соотношение масштабов. Например — сделать дальний объект сильно крупнее, чем он должен быть. Или сделать все объекты разными, не подходящими друг к другу по размеру.

  • Обратная перспектива
    Даже если применить её не ко всему пространству, а только к части объектов, интерьер будет выглядеть уплощённым. Но не стоит сочетать её с правильной линейной перспективой, так как для зрителя это всегда будет выглядеть ошибкой. Обратная перспектива органично выглядит с плоскими ковровыми формами или поднятым полом.

  • Поднятый пол
    Этот приём применялся ещё в средневековой книжной миниатюре. Плоскость пола или земли показывается не в привычной перспективе, а сверху или в изометрии. При этом объекты и фигуры показываются не в ракурсе, как будто мы на них смотрим тоже сверху, а фронтально. Этот условный приём даёт возможность изобразить на малой площади очень много событий, особенно если использовать разный масштаб объектов — произвольно или в зависимости от их важности. Таким способом пользуются многие современные иллюстраторы.

  • Повышенная контрастность
    Изображаемое пространство уплощается, когда мы используем одинаковый контраст для всех планов, игнорируем принцип воздушной перспективы.

  • Яркий локальный цвет
    Работает так же как контрастный тон — визуально уплощает пространство благодаря несоответствию с тем, что мы видим в реальности.

  • Паттерн или орнамент
    Работает как камуфляж — отвлекает внимание от реальных качеств формы и пространства.

Эти приемы можно использовать по одному или группами, в зависимости от задачи. Как и в случае с обычным пространством, тут тоже можно и нужно работать с планами — выбирать акцентный и пропущенный. В уплощённом пространстве планы сохраняются, просто они сами или расстояние между ними может стать менее глубоким. Даже когда вы кладёте три плоские бумажки друг на друга — это уже три плана.
3. Сюжет
На последнем этапе придумывали композиции, где авторы изображали себя в интерьере со стороны. Это могло быть действие или несколько действий, запечатлённых друг за другом. Могло быть взаимодействие с другими людьми и объектами. Использовали опыт работы с двумя способами передачи пространства — и способ, и технику выбирали по желанию.

Упражнение показало, что можно не выходя из дома найти десятки разных сюжетов и даже сделать на основе этого материала иллюстрацию.
Авторы работ: Ольга Абрамова, Светлана Громова, Алёна Демченко, Мария Кечаева, Дарья Климась, Алексей Ларионов, Анна Лыкова, Ольга Никитова, Юлия Николаева, Татьяна Попова, Юлия Семитко, Андрей Ступаченко, Олеся Танченко, Наталья Ушакова, Полина Шутова.
Тыкните на галерею, и она увеличится
Тыкните на галерею, и она увеличится
Тыкните на галерею, и она увеличится
Мы в Инстаграме
ИП Никитин
ОГРНИП: 317774600346940
ИНН: 504313274900
© 2020 Простая школа
По вопросам пишите на mail@prostaya.ru или звоните на +7 (910) 468–01–18