Текстильная лаборатория участники

Мария Мотылева


Майкоп, респ. Адыгея.
Родилась в Москве, выросла в Адыгее. Закончила МГУ Печати по специальности книговедение. Затем долгое время курировала музыкальные/ культурные проекты, а в 2017 году уехала в Лиссабон, где училась в Ar.Co - Centro de Arte e Comunicação Visual по направлению иллюстрация и комиксы. Сейчас вернулась в Россию, живет на Кавказе и вышивает.



О работах

1. Итака
Отрезы ткани, нитки
Небольшие дневниковые зарисовки на тему возвращения домой после долго дорогй, созвучные стихотворению "Итака" К. Кавафиса.
Карантин столкнул нас с необходимостью/ дал возможность переосмыслить свои отношения с домом (в моем случае с домом, где я выросла) и отчасти с дорогой. 
Не торопясь убегать, смотреть в окно так долго, как хочется, трогать стены и наблюдать за предметами на поверхностях в доме: сезонные овощи, травы из сада, пятна и капли на столе, валяющиеся повсюду нитки - ничем не примечательный хаос маленьких весенних вещей.
Именно этот багаж потом можно взять с собой, свернуть платок, словно карту дома, положить в чемодан, отправляясь в новое путешествие, развернуть на привале. И так до нового возвращения. Keep Ithaka always in your mind.











2* repair
3 рубашки из хлопка, ниткти
Починка вещей для меня - это момент преобразования старой, часто ненужной, не функциональной уже вещи в новый объект, и "обрамления" ее изъянов во что-то ценное, красивое, в искусство.
Еще один важная сторона этого проекта: на фоне всеобщей фиксации на производительности, продуктивности, амбициозности меня привлекает попытка не производить что-то новое, а медленно чинить, восстанавливать то, что уже существует, что-то старое и уже связаное с нами какими-то узами.  
Работа с этими узами, воспоминаниями, конечно, очень терапевтична, в этом есть и попытка починить что-то и в себе.
В рамках текстильной лаборатории я сделала 3 рубашки все они обыгрывают тему касанаия - другого человека, себя, своих ран. 









3* подруги
подушки, лен, хлопок, нитки
Вышивка традиционно предполагает женский коллективный разговор, обмен историями, опытом. Мне нравится эта сторона процесса, во время карантина я слушала интервью любимых художниц- в какой-то момент я начала чувствовать практически их личное присутствие и поддержку.
Я сделала 2 работы вдохновленные Луизой Буржуа и Элис Нил- это подушки из обрезков старых простыней, скатертей и занавесок. Мне нравится, что это перекликается с традиционным "женским" искусством обустройства дома и совершенно отличным, "небытовым" путем этих женщин.
В случае с Луиз Буржуа я сделала подушку на обратной стороне, которой начало ее стихотворения к работе "Runaway girls" - I do not need a safety net, что можно вольно перевести на русский, как "мне не нужна подушка безопасности".




О процессе работы в карантин.
Карантин, при всех страхах и неопределнностях, дал возможность не только затормозить мне самой, но и почувствовать, что мир тоже замер - а значит можно перестать его догонять. Это очень созвучно самому процессу вышивки - медленному, вдумчивому: за то время пока ты вышиваешь - у тебя есть возможность точнее и яснее сформулировать истрию, которую ты хочешь рассказать. И мне нравится думать, что это начинает мне удаваться.

О Текстильной лаборатории
Текстильная лаборатория стала наобходимой в изоляции основой, структурой, в рамках которой мне очень удобно работать. И одновременно тем самым местом встречи для обмена идеями и историями, и совместного переживания опыта пандемии. Это идеальный для меня формат свободного творческого объединения, где есть и кураторская помощь, и поддержка коллег. Благодаря онлайн формату я смогла вновь присоединитсья к лаборатории. Конечно работа с текстилем предполагает тактильность, вещность, и этого очень нехватает в онлайн. Но это компенсируется возможностью чувствовать себя частью объединения, вне зависимости от георграфии, более того - разная георграфия участниц делает процесс более интересным и помогает немного выйти за гарнциы "своего заточения". Для меня это очень актуально не только в карантин, так как я двольно часто перемещаюсь и я очень рада что теперь смогу продолжать работать над теми проектами, что начала в рамках "Текстильной лаборатории" вне зависимости от переездов.