Композиция
«на пальцах». Ритмы

Онлайн Марины Бородиной и Натальи Гриценко
14 мая — 11 июня
5 недель
Ритм — средство композиции. С помощью него можно передать движение, усилить впечатление, привлечь внимание, направить взгляд зрителя. Работы, в которых заложены и подчеркнуты ритмы, интересно рассматривать — они кажутся активными.

На курсе используем ритмы и рифмы в абстрактном и фигуративном рисунке. Разбираемся, как использовать ритмы для передачи пространства, движения и для организации листа. В общем, подходим к теме со всех сторон. Рисуем разными материалами с натуры, по фото и по представлению.

Заходим с разных сторон, — чтобы сработало для людей с любым складом восприятия:
двигаемся, слушаем музыку, хлопаем, рисуем без раздумий и опираемся на интуитивное чувство ритма; работаем с примерами визуальных ритмов из самых разных областей: природа, искусство, ремесла, кино и т.д; разбираем и анализируем работы художников. Выделяем и формулируем инструментарий, который будем намеренно использовать в своей работе; рисуем с натуры и по представлению по заданным темам-векторам. Отбираем, что рисовать, а что нет. Развиваем и обостряем находки.

Это продолжение онлайна «От схемы — к рисунку». Но если вы не были на нём — ничего. Просто начнете с ритмов.

Для участия необходимо
• Опыт рисования с натуры
• Хорошо, если есть опыт намеренной работы над композицией. Если вы работаете на разных форматах и задумываетесь о том, где именно в листе разместить изображение, какого оно должно быть размера и что войдет в кадр — этого достаточно.
• Приветствуется умение делать аппликацию. Если вы этого не умеете, участвовать можно. Мы дадим видео о том, как это все делать, для самостоятельного изучения.

Подходит тем, кто хочет:
– продвинуться в создании крепких композиций;
– интересуется вопросами передачи движения, пространства, управления взглядом зрителя;
– научиться закладывать ритмы в свою работу;
– отойти от срисовывания с натуры.

Темы
Композиция, ритм

Техники
Тушь, мягкие материалы, аппликация

Примерное время
Минимум — 4 часа в неделю
Рекомендованное время — 6 часов

Что развивается
• Умение видеть ритмы и закладывать их в свои композиции
• Опыт отбора удачных набросков и развития их до законченного графического листа
• Опыт рисования по представлению
• Рисование с задачей

Результат
– Личный сформулированный инструментарий — инструкции самому себе
– Десяток абстрактных композиций
– Несколько законченных графических листов с натуры
– Иллюстрация
    Учимся видеть, чувствовать, изображать и подчеркивать ритмы. И используем их в своих рисунках намеренно.
    Марина Бородина
    В Простой школе ведет группы «Выразительные средства графики», моку-хангу, онлайн- и офлайн-курсы по основам рисунка и графики, печатным техникам.

    Фейсбук
    Инстаграм
    Наталья Гриценко
    Художник-график, преподаватель. В Простой школе ведет группу «Выразительные средства графики», онлайн и офлайн-курсы по основам рисунка и графики. Ведет арт-практику и графику у бакалавриата и на отделении дополнительного образования в НИУ ВШЭ (факульт иллюстрации). Участница групповых выставок. Участница российской арт-резиденции в рамках проекта фонда В.М. Шукшина.

    Инстаграм
    Фейсбук
    14 000 ₽
    Рисунки Наташи
    Рисунки Наташи
    Для участия понадобится
    - Компьютер или планшет
    - Интернет-браузер
    - Приложение для обработки фото
    - Текстовый редактор
    Системные требования
    ПТ
    СР
    ЧТ
    Выдача теоретических материалов и задания на неделю, начало работы
    Обзор проделанной работы
    Расписание
    Преподаватели комментируют
    По воскресеньям в 20:00 — зум-созвон с упражнениями
    По четвергам в 20:00 - Наталья комментирует работы в зуме
    Как работаем
    Вопросы, возникающие по ходу, задаем в любое время — раз в сутки ведущий отвечает на них.
    Скрин из онлайна Димы Горелышева «Портреты незнакомцев»
    Работаем на платформе «Миро». Курс выглядит как огромный виртуальный холст, в котором у каждого участника свой борд.
    Скрин из онлайна Димы Горелышева «Портреты незнакомцев»
    Материалы и задания — текст с иллюстрациями
    Обратная связь ведущего — текстовые комментарии, зум-созвоны
    Рисунки Марины
    Рисунки Марины
    Программа
    Первая неделя. Интуитивное рисование
    Вторая неделя. Визуальные ритмы
    Третья неделя. Ритмы как пластическая тема
    Переводим движения, звуки и музыку в графические ритмы. Слушаем, смотрим и находим характерный ритм в музыке, стихах, природных и бытовых звуках. Смотрим тематические подборки.
    Обсуждаем, что создает ритм, что делает его выразительным. В чем отличие ритма от рифмы. В чем значение паузы. Делаем абстрактные композиции , близкие к ритму того, что понравилось. Быстро рисуем под музыку.
    Смотрим и разбираем примеры визуальных ритмов и рифм на разных примерах: произведения искусства, ритмы в природе, шрифтовые работы, прикладное искусство.
    Делаем графический конспект и анализируем работы художников. Фотографируем или зарисовываем ритмы вокруг. Описываем, что повторяется: формы, направления и тд. Выделяем плоскостный и пространственный ритм, масштаб.
    Находим ритмы вокруг себя и рисуем с натуры. Учимся активизировать главную пластическую тему и соподчинять все остальное. Разбираем несколько вариантов.
    Четвертая неделя. Ритм и движение. Два слоя ритмов
    Анализируем работы художников, выписываем инструментарий. Делаем графический конспект одной или нескольких работ.
    Создаем формальные композиции на тему движения по своей же инструкции. Задаем два слоя ритмов. Переводим формальные композиции в фигуративные.
    Материалы
    • 5 листов ватмана
    • 15-20 плотных листов удобного размера А4 или А3
    • Тушь
    • Соус или уголь
    • Широкая кисть
    • Кисти разного размера
    • Материалы для аппликации: черная, серая бумага, резак, клей-карандаш, подложка
    • Графические материалы на выбор участника
    • Некоторые задания можно делать в цифре
    Рисунки участников курса «Ритмы», 2020
    Рисунки участников курса «Ритмы», 2020
    Екатерина Крылова
    София Ульянова
    Любовь Ксенженко
    Ольга Прусакова
    Полина Кампиони
    Екатерина Крылова
    Мария Взглядова
    Екатерина Татаринова
    Что классного с Мариной и Наташей у нас есть
    Что классного с Мариной и Наташей у нас есть
    Полезные материалы
    Полезные материалы
    • «Ежедневное рисование» в Пленэрном онлайне 2018
    • Пленэрные задания в Графической мастерской. Часть первая — черное и белое
    • Пленэрные задания в Графической мастерской. Быстрое рисование
    • Обзор курса «Тушь»
    • Простые упражнения: линия и фактура
    • Простые упражнения: линии и штрихи разной толщины
    • Пленэрные задания в Графической мастерской. Штрих
    Композиция - это та область рисования, о которой почему то многие учителя просто боятся говорить, а 99% студентов нашего училища имеют только интуитивное понимание что это такое. По этому слово композиция сразу стало для меня тригером. Курс и полученные знания полностью оправдали мои ожидания! Спасибо большое!
    Всегда ставил себе цели максимум, и мог выполнять одно задание до полного удовлетворения, особенно это чувствовалось на обзорах: я делал обзоры, сравнения, потом конспекты, потом опять обзоры на каждую интересующую меня картину из подборок. Это многократно повысило мою настмотренность, умение анализировать и понимать что же я делаю. Спасибо большое!
    Понимаю что такое ритмы и могу объяснить другим. Появилась огромная, твëрдая почва для собственной практики.

    СпАсИбО бОльШоЕ! :) жалко что я живу во Владивостоке, а зум конференции были в 20:00 по Москве, а у меня это 3 часа ночи. Я в одной попробовал учавствовать, ничего не получилось, потому что хотелось спать, и забил, но спасибо за то, что есть записи!
    Отзывы участников предыдущего онлайна, 2020
    Корней Драбязг
    Ольга Шубина
    Я новичок в рисовании, и начать разбираться с композиционными задачами кажется мне самым важным сейчас, т.к. это основа, без которой сложно продвинуться дальше.
    Было сложно, занимало много времени, но очень полезно
    Стало понятно, как работать с композиционным конспектом и текстовым анализом работ. И с интуитивным рисованием. Надеюсь это применять.
    Стала видеть замечательные ритмы вокруг себя. Стало интереснее рисовать - это уже не просто, так сказать, нащупывание дорожки в потьмах. Стало гораздо яснее, куда нужно двигаться. Появились новые интересные задачи.

    Спасибо большое команде ПШ, ведущим! Зумы и встречи были просто замечательные, очень полезно!
    Елена Платонова
    Хотелось разобраться с конкретной темой Ритмов в композиции более подробно и научится осознанно применять соответствующие приемы
    С основными задачами удавалось справиться в срок. Очень помогли собраться совместные зумы. Задания со звездочкой не всегда успевала. Мне важнее было качественно сделать основное.
    При выполнении аналитической части заданий я нашла для себя много интересных готовых приемов. Но главное - это прокачка умения их искать. И именно это я применяю постоянно.
    Сформировалось более четкое понимание, чего именно можно добиться, вводя ритмы в композицию. Я научилось для себя отличать движение и ритмы, хотя между ними иногда очень тонкая грань.
    Еще раз хочу поблагодарить Марину и Наталью за интересные и полезные задания, вовлеченность в весь ход онлайна, а не только в оценку результатов. Для меня это был по-настоящему safe space практикум, где участники выполняют действительно эффективные задания, делятся находками и открытиями и совершенно безопасно показывают все свои результаты (каким бы "хорошими" или "плохими" на их взгляд они не были), не боясь получить в ответ часто совершенно лишнее оценочное суждение. Для меня это залог уверенного применения новых знаний в собственной практике по окончанию курса. Тема ритмов раскрыта для меня настолько, насколько позволили мои текущие навыки и умения. Я рада, что понятие Композиция продолжает разбиваться у меня в голове на более мелкие и понятные фрагменты. Такого слона нельзя скушать целиком????
    Если прошло больше 2 дней, а письма всё нет, и в спаме его тоже нет, — напишите нам.

    Вопросы — координатору курса
    Елене Павлюткиной на lena.strokova@gmail.com
    Запись на онлайн
    14 мая — 11 июня
    Композиция «на пальцах». Ритмы
    Если платите вы, напишите свое. Если кто-то оплачивает за вас, напишите его данные. Так мы отследим вашу оплату и будем знать, куда вернуть деньги в случае чего.
    14 000 ₽