Всё лето рисуем на улице. Чередуем темы, время суток, материалы, подходы, направления, — и набираем материал для работы в мастерской.

Летние пленэры

Каждый год с начала лета и до начала осени мы работаем на улице. Это отличная возможность проверить находки, сделанные за год в мастерской и набрать материал для дальнейшей разработки в мастерской же. Тема каждого занятия связана или с определённым выразительным средством, или с перенесением фокуса внимания на что-то конкретное.

На этой странице всё лето будут актуальные пленэры, — записываться тоже тут.
Если вы уверены, что точно посетите больше 5–10 занятий, — это для вас.
А если не уверены — то лучше записываться разово туда, куда хочется.

⭕ Он действует всё лето.
✋ Чтобы попасть на пленэр по абонементу, нужно зарегистрироваться. Кнопка регистрации под занятием. Без регистрации место не гарантируем.
⚡ Постарайтесь зарегестрироваться пораньше — если на момент регистрации в группе не останется мест, мы не сможем вас взять.
❗️ Абонемент может использовать только тот, кто его купил. Если останутся неиспользованные занятия, деньги сгорят.

Варианты участия
• Разово — 2500 ₽ за занятие
• Абонемент на 5 занятий — 11 000 ₽
• Абонемент на 8 занятий — 16 000 ₽
• Абонемент на 10 занятий — 18 000 ₽
Пленэрный абонемент
Как нарисовать сразу целую улицу, чтобы всё поместилось в композицию

Дмитрий Горелышев: «На пленэрах замечаю, что многие рисуют небольшие фрагменты пейзажа, кусочки. А чем шире кадр, тем больше в рисунке ритмов, разных сюжетов и маршрутов для рассматривания. Это упражнение придумано для того, чтобы научиться в любой ситуации захватывать в композицию сразу много пространства. Начинаем рисовать с маленького прямоугольника на большом листе, в которой вписываем часть видимого пейзажа. Затем постепенно расширяем эту рамку, расширяя и зону видимого. Цель — вместить в один лист вообще все видимое пространство».
Минимальный опыт для участия
Рисовали с натуры хотя бы пару раз

Какие вопросы поможет решить
– Не знаю что рисовать на пленэре
– Все одинаково рисую
– Не получается передавать пространство
– Не могу найти интересную композицию
– Работаю в одной и той же технике

Темы
Пленэр, рисунок, композиция

Техники
Смешанная техника

Что развивается
· Понимание, как изображать форму в пространстве
· Опыт натурного рисования
· Внимание
· Воображение
· Чувство композиции
· Навык управления графическими средствами
· Умение доводить рисунки до законченного состояния

Результат
5-6 рисунков А3

– Блокнот или бумага А3 с жесткой подложкой
– Карандаш или линер
– Зажимы
– Бумажный скотч
Что принести с собой
Рисунки участников

Расширение кадра

Пленэр Дмитрия Горелышева из цикла «Восемь графических пленэров»
8 июня, четверг
С 17 до 20
Дмитрий Горелышев — преподаватель
Художественный руководитель Простой школы. Создатель и модератор виртуального Музея рисунка

Инстаграм
Телеграм-канал
Пленэр Дмитрия Горелышева из цикла «Восемь графических пленэров»
8 июня, четверг
С 17 до 20
Как передать ощущение от пейзажа, не используя цвет
Чтобы передать состояние пейзажа — косые тени на закате, дождливое утро или ясный полдень — нужно правильно выстроить тональные отношения, найти баланс светлого и темного. Научиться это делать поможет рисование ограниченной палитрой: черная или коричневая краска плюс белила.

Кирилл Зиман: «Монохромный пленэр — это и полезное базовое упражнение и интересная творческая задача. С одной стороны занятие про базовые понятия для пленэрной живописи – тон и пятно. Мы потренируемся обобщать все цветовое богатство сначала до двух тонов, а потом до четырех. И будем сразу делать это пятнами. После такой тренировки становится проще и понятней работать с цветом. С другой стороны занятие про красоту и изобретательность минималистичных решений и про тонкие цветовые и тональные отношения, возникающие внутри очень ограниченной палитры».
Минимальный опыт для участия
Рисовали с натуры хотя бы пару раз

Какие вопросы поможет решить
– Когда пишу цветные этюды все получается грязным, ни состояния, ни освещения
– Боюсь сразу рисовать кистью
– Не умею обобщать, рисую все время отдельные пятна
– Отвлекаюсь на детали и упускаю целое

Темы
Графика, пленэр

Техники
Акварель, гуашь

Что развивается
· Умение видеть тональные отношения в натуре
· Чувство композиции
· Умение передавать пейзаж несколькими точными пятнами
· Навык обобщать натуру и не уходить в детали

Результат
6-8 монохромных этюдов А3/А4

– Акварельную бумагу А4/А3 плотностью 200-300 г/м2 — 6-8 листов
– Большую круглую кисть, лучше всего китайскую для каллиграфии. Подойдет «Зифанчжай» из волка и козы.
– Черную или коричневую акварель или гуашь
– Гуашевые белила
– Палитру без углублений
– Мастихин — доставать гуашь из банки и чистить палитру
– Бутылку воды 0,5
– Баночку для воды
– Ветошь, чтобы кисти вытирать
– Складной стульчик
Что принести с собой
Рисунки преподавателя

Монохром на пленэре

Кирилл Зиман — преподаватель
Художник-мультипликатор. В нашей школе ведет наброски и курсы — очно и онлайн.

Инстаграм
Канал в Телеграме
Пленэр Кирилла Зимана
11 июня, воскресенье
С 17 до 20
Пленэр Кирилла Зимана
11 июня, воскресенье
С 17 до 20
Как передать свет, цвет и качество пространства через сложный колорит и тональные отношения.
Минимальный опыт для участия
Рисовал с натуры хотя бы пару раз

Какие вопросы поможет решить
– Хочу начать рисовать цветными карандашами, но не знаю как
– Не умею штриховать
– Боюсь работать цветом, не знаю, как подступиться
– Хочу понять, как изображать форму и пространство цветом
– Не умею получать нужные оттенки

Темы
Пейзаж, графика, рисунок

Техника
Цветные карандаши

Что развивается
· Умение работать цветными карандашами
· Графический арсенал
· Наблюдательность
· Чувство цвета
· Умение передавать состояние в пейзаже
· Построение пространства в рисунке

Результат
4-5 быстрых эскизов и детальный пейзаж

– Цветные мягкие карандаши — цвета на выбор и оттенки серого
– Плотную бумагу А4 — 5-6 листов
– Твердую подложку и зажимы для бумаги
– Маленький складной стульчик
Что принести с собой
Пленэр Елены Кузнецовой
15 июня, четверг
С 17 до 20
Пленэр Елены Кузнецовой
28 июня, среда
С 17 до 20
С 17 до 20
Елена Кузнецова — преподаватель
Художник-график, живописец, член МСХ (живописное отделение)

Инстаграм
Рисунки преподавателя

и состояние

Занятие про атмосферу и состояние в пейзаже. Чтобы их передать, вы будете работать одновременно и с тоном, и с колоритом.

Сначала разомнетесь и попробуете все возможное на коротких зарисовках: выберете карандаши, смешаете и наслоите их друг на друга, сделаете выкраски, используете разную штриховку и лессировку тонким слоем серого или белого. Поищете точные тональные соотношения, которые так важны для передачи состояния.

И сразу закрепите все эти новые знания и навыки в длительном рисунке, который обязательно доведете до законченного состояния.

Цвет

Что поменяется в рисунке, если рисовать очень быстро, а потом очень медленно

Дмитрий Горелышев: «Сильнее всего на характер рисунка влияет моторика. Несмотря на это мы редко используем её как управляемый инструмент. На пленэре учимся осознанно использовать разный темп рисования. Сначала рисуем в привычном темпе и запоминаем его. А затем меняем — поочередно сильно замедляемся и ускоряемся. Замечаем, что это даёт рисунку, и совмещаем быстрый и медленный темп в одном листе».
Минимальный опыт для участия
Рисовали с натуры хотя бы пару раз

Какие вопросы поможет решить
– Не знаю что рисовать на пленэре
– Все одинаково рисую
– Не получается передавать пространство
– Не могу найти интересную композицию
– Работаю в одной и той же технике

Темы
Пленэр, рисунок, композиция

Техники
Смешанная техника

Что развивается
· Понимание, как изображать форму в пространстве
· Опыт натурного рисования
· Внимание
· Воображение
· Чувство композиции
· Навык управления графическими средствами
· Умение доводить рисунки до законченного состояния

Результат
5-6 рисунков А3

– Блокнот или бумага А3 с жесткой подложкой
– На выбор — карандаш, ручка, линер
– Зажимы
– Бумажный скотч
Что принести с собой
Рисунки участников

Разный

Мастер-класс Дмитрия Горелышева

16 июня, пятница
С 17 до 20
Дмитрий Горелышев — преподаватель
Художественный руководитель Простой школы. Создатель и модератор виртуального Музея рисунка

Инстаграм
Телеграм-канал

темп

Пленэр Дмитрия Горелышева
16 июня, пятница
С 17 до 20
Решение композиционных вопросов, которые обостряются на пленэре, в линейном рисовании без наметок и исправлений.

Выстраивать композицию можно по-разному. На этом занятии мы предлагаем попробовать два способа.

1. Расширить кадр, начав с маленькой рамочки в центре листа — а рисовать неисправляемым линером
Такое постепенное расширение кадра дает интересный результат: например, если рисовать широкий кадр сразу, всегда будут какие-то куски, которые всерьез никогда бы не рассматривал. А здесь их все приходится наращивать друг на друга и работать с любыми кусками. Так что это задание с одной стороны расширяет границы, а с другой учит составлять более острые цепляющие композиции.

2. Показать глубину линией разного нажима, а композицию построить на силуэтах — мягким карандашом
На пленэре, когда натура сложная и многообразная, становится очевидно, что всё нарисовать невозможно. А в детали можно углубляться до бесконечности. Поэтому обостряется вопрос отбора, — что рисовать, а что пропускать. Здесь вы тоже будете рисовать не намечая и не исправляя, — но добавится еще пара параметров: разный нажим и объединение в общие силуэты. Нужно будет выбрать, что детализировать, а что обобщить, что вывести вперед, а что увести на задний план — и сделать это.

Минимальный опыт для участия
Рисовали с натуры хотя бы пару раз

Какие вопросы поможет решить
– Не получается рисовать чисто и точно, все время правлю
– Не получается широко закомпоновать — рисую только то, что передо мной и упускаю периферию
– Не знаю как показать глубину
– Теряюсь в деталях, не знаю какие показывать, а какие пропускать
– Не умею карандашом делать разную линию, все время рисую одним нажимом

Темы
Графика, пленэр, рисунок

Техники
Линер, карандаш

Что развивается
· Точность рисования
· Глазомер
· Чувство пространства и навык его передавать
· Навык широко компоновать

Результат
5-6 рисунков формата А3

– Толстый черный линер или черная шариковая ручка — 0,8-1 мм. Подойдет «Виндзор и Ньютон».
– Мягкий черный или графитный карандаш — 5В-8В
– Бумагу для набросков А3, в альбоме или на жесткой подложке — 10 листов
– Складной стульчик
– Канцелярский нож
Что принести с собой
Рисунки участников

Линейный пленэр

Кирилл Зиман — преподаватель
Художник-мультипликатор. В нашей школе ведет наброски и курсы — очно и онлайн.

Инстаграм
Канал в Телеграме
Пленэр Кирилла Зимана
18 июня, воскресенье
С 11 до 14
Пленэр Кирилла Зимана
18 июня, воскресенье
С 11 до 14
Как нарисовать пространство только цветом, без линий и деталей

Дмитрий Горелышев: «Что если убрать из рисунка линии, детали и оставить чистый цвет? На занятии превращаем выбранный сюжет в ковёр из локальных цветовых пятен, максимально упрощая детали. Сначала рисуем очень контрастный лист, затем очень сближенный по светлоте. Ищем возможности передать пространство и состояние только с помощью цвета и ритма пятен».
Минимальный опыт для участия
Рисовали с натуры хотя бы пару раз

Какие вопросы поможет решить
– Не знаю что рисовать на пленэре
– Все одинаково рисую
– Не получается передавать пространство
– Не могу найти интересную композицию
– Работаю в одной и той же технике

Темы
Пленэр, рисунок, композиция

Техники
Смешанная техника

Что развивается
· Понимание, как изображать форму в пространстве
· Опыт натурного рисования
· Внимание
· Воображение
· Чувство композиции
· Навык управления графическими средствами
· Умение доводить рисунки до законченного состояния

Результат
5-6 рисунков А3

– Блокнот или бумага А3 или А4 с жесткой подложкой
– На выбор — цветные карандаши, акварель, гуашь, пастель, фломастеры.
– Зажимы
– Бумажный скотч
Что принести с собой
Рисунки участников

Сила цвета

Дмитрий Горелышев — преподаватель
Художественный руководитель Простой школы. Создатель и модератор виртуального Музея рисунка

Инстаграм
Телеграм-канал
Пленэр Дмитрия Горелышева
23 июня, пятница
С 17 до 20
Пленэр Дмитрия Горелышева
23 июня, пятница
С 17 до 20
Как разделить натуру на планы, подчеркнуть нужное и не закопаться в многообразии

Любой рисунок можно условно поделить на три плана — удобнее всего представлять их как слои, которые накладываются друг на друга: ближний, средний и дальний.

В натуре этих планов, конечно, гораздо больше, но три — это действенный и понятный способ изображения пространства. Можно управлять взглядом зрителя, делая главным в композиции один из этих планов. На пленэре вы узнаете, как сделать эффектную композицию, используя такой «плановый» подход.


Минимальный опыт для участия
Рисовал с натуры хотя бы полгода

Какие вопросы поможет решить
– Не получается рисовать на улице: не знаю, с чего начать и теряюсь
– Не могу выбрать сюжет для рисования
– Рисунки на пленэре получаются какие-то одинаковые
– Начинаю рисовать с одного объекта, а потом запутываюсь
– На пленэре предметы не помещаются в композицию

Темы
Пленэр, графика, рисунок, композиция

Техники
Любые на выбор

Что развивается
· Навык анализирования натуры
· Чувство композиции
· Умение выбирать сюжет на пленэре
· Умение доводить рисунок до конца
· Понимание, как работают линия и пятно в графике

Результат
4 натурных зарисовки
– Белую плотную бумагу А4-А3 — 5-6 листов
– Жесткую подложку и зажимы для бумаги
– Складной стульчик
– Банку для воды
– Палитру
– Инструменты для линии на выбор — цветные карандаши, линеры, ручки, графитный карандаш
– Инструменты для пятна на выбор — тушь, гуашь, акварель
– Кисти или брашпен с краской
– Мастихин или ветошь — чистить палитру
Что принести с собой
Рисунки преподавателя

Городские слои

Таня Борисова — преподаватель
Дизайнер и иллюстратор. Преподаватель РГХПУ им. Строганова.

Инстаграм
Биханс
Пленэр Тани Борисовой
24 июня, суббота
С 14 до 17
Мастер-класс Тани Борисовой
24 июня, суббота
С 14 до 17
Как преобразовать городской шум в выразительную графику — найти ритм пятен, потом добавить детали линиями.

Нарисовать городской пейзаж с натуры вот так вот сразу может быть сложновато — уж очень много деталей. Можно их игнорировать, и рисовать тротуары без людей и дороги без машин, — но тогда выйдет скучно и безжизненно. Можно сосредоточиться на том, чтобы передать всё, что видишь как можно подробнее — но тогда есть риск, что рисунок «развалится», а самое важное «утонет» в деталях.

Чтобы избежать таких несостыковок, на занятии вы начнете рисовать с абстрактных ритмических пятен, которые будете наслаивать друг на друга. Потом добавите детали: люди, вывески, знаки — и снова обобщите все это пятном. Тогда лист получится цельным, и в нем появится ощущение внутреннего движения, визуальной насыщенности среды.

Минимальный опыт для участия
Рисовали с натуры хотя бы пару раз

Какие вопросы поможет решить
– Пробовал рисовать на улице, но не получается
– На пленэре не могу закомпоновать работу, слишком ухожу в детали
– Когда рисую в городе, рисую дома и улицы, но пропускаю людей и машины, город получается опустевший

Темы
Графика, пленэр

Техники
Акварель, цветные карандаши, линер

Что развивается
· Композиционное мышление
· Опыт работы в смешанной технике
· Навык работы со свободно развивающейся, а не запланированной композицией
· Навык рисования в трудных условиях

Результат
4-5 графических листов формата А3

– Плотную бумагу А3 — 5-6 листов
– Планшет или любую твердую подложку для бумаги
– Набор акварели
– Цветные карандаши — 2-3 цвета
– Черную ручку или линер
– Большую круглую кисть
– Складной стульчик
– Баночку для воды
– Воду — 500мл
Что принести с собой
Рисунки преподавателя

Шум города

Кирилл Зиман — преподаватель
Художник-мультипликатор. В нашей школе ведет наброски и курсы — очно и онлайн.

Инстаграм
Канал в Телеграме
Пленэр Кирилла Зимана
25 июня, воскресенье
С 17 до 20
Пленэр Кирилла Зимана
25 июня, воскресенье
С 17 до 20
Текстурные наброски масляной пастелью и карандашами: как растереть, размазать и процарапать, чтобы в рисунке появились движение и атмосфера.

Масляная пастель лучше всего передает состояние, движение и атмосферу — никакой другой техникой этого не сымитировать. А если к широким мазкам пастели добавить текстуру карандашного наброска, то рисунок станет еще выразительнее.

Елена Кузнецова: «Будем делать быстрые зарисовки на улице. Наметим лёгкий набросок цветными карандашами и доработаем его масляной пастелью, с которой будем работать очень свободно, растирать, рисовать плоскостью мелка, скоблить и процарапывать. Будем стараться не забивать карандашный набросок, его текстура будет дополнять широкие мазки пастели, что сделает рисунок выразительнее и поможет передать атмосферу места. Закончим цветными карандашами, добавив небольшие детали».
Минимальный опыт для участия
Рисовал с натуры хотя бы пару раз

Какие вопросы поможет решить
– Купил коробку масляной пастели, а что с ней делать, не знаю
– Рисовал пастелью, но результат не понравился
– Пейзажи с натуры какие-то неинтересные, одинаковые все – Хочу найти новую технику для рисования
– Давно собирался на пленэр, но одному идти скучно

Темы
Графика, пленэр, техники и материалы

Техника
Масляная пастель

Что развивается
· Навык рисовать быстро
· Умение работать масляной пастелью
· Наблюдательность
· Чувство цвета
· Графический арсенал

Результат
3-4 пейзажа масляной пастелью

Плотную бумагу А3 и А4
Каждой по 5-6 листов

Твердую подложку и зажимы для бумаги

Масляную пастель
8-9 мелков или набор. Цвета на выбор, но важно, чтобы были серый и охра. Лучше купить поштучно, так вы можете собрать собственную палитру. Подойдет «Мунгио Гэлери», «Мунгио Ойл», или «Сонет».

Разбавитель
Любой, но лучше без запаха. Подойдет пинен или очищенный уайт-спирит.
А «Тройник» не подойдет, нужен разбавитель без масла.

Масленку или баночку для разбавителя

Тряпочку

Щетинную кисть
Среднюю или большую — от №5 и выше.

Инструмент для процарапывания
Мастихин или зубочистку.

Цветные карандаши
5-6 цветов. Лучше всего — восковые карандаши типа «Стеклограф», которые рисуют по любой поверхности, но подойдут и обычные.

Стульчик или туристическую пенку

Что принести с собой

Скетчинг масляной пастелью

Пленэр Елены Кузнецовой
28 июня, среда
С 17 до 20
Пленэр Елены Кузнецовой
28 июня, среда
С 17 до 20
Елена Кузнецова — преподаватель
Художник-график, живописец, член МСХ (живописное отделение)

Инстаграм
Рисунки преподавателя
Как передать в рисунке атмосферу леса, при этом не заблудиться в деталях и не начать «пересчитывать листочки»

Лес — довольно сложносочиненная натура. Такая лучше всего помогает научиться цельности восприятия и тому, как эту цельность сохранить в рисунке. А еще это отличная тренировка передачи впечатления от места — в случае с лесом вообще можно создать у зрителя ощущение шевеления и показать, что эта среда очень насыщенна визуально. Вот за занятие вы и разберетесь, как смотреть на натуру и в какой последовательности вести работу, чтобы всё это получилось.

Кирилл Зиман: «В лесу деревья, ветки, листва и тени бесконечно сложно наслаиваются друг на друга. Нарисовать это дословно невозможно. Как передать ощущение от таких мест? Будем наслаивать полуабстрактные ритмические пятна, постепенно проявляя слои деревьев и веток. Затем добавим линейные ритмы — точки и штрихи, которые потом обобщаем пятном».
Минимальный опыт для участия
Рисовали с натуры хотя бы пару раз

Какие вопросы поможет решить
– Пробовал рисовать на улице, но не получается
– На пленэре не могу закомпоновать работу, слишком ухожу в детали
– Могу нарисовать только отдельные деревья, а атмосфера леса не удается
– Не понимаю, что вообще рисовать в лесу — там же одна зелень

Темы
Графика, пленэр

Техники
Акварель, гуашь

Что развивается
· Композиционное мышление
· Опыт работы в смешанной технике
· Навык работы со свободно развивающейся, а не запланированной композицией
· Навык рисования в трудных условиях

Результат
4-5 графических листов формата А3

– Плотную бумагу А3 — 5-6 листов
– Планшет или любую твердую подложку для бумаги
– Набор акварели
– Цветные карандаши — 2-3 цвета
– Черную ручку или линер
– Большую круглую кисть
– Складной стульчик
– Баночку для воды
– Воду — 500мл
Что принести с собой
Рисунки преподавателя

Ритм в лесу

Кирилл Зиман — преподаватель
Художник-мультипликатор.Ведет наброски и курсы — очно и онлайн.

Инстаграм
Канал в Телеграме
Пленэр Кирилла Зимана
2 июля, воскресенье
С 11 до 14
Пленэр Кирилла Зимана
2 июля, воскресенье
С 11 до 14