Меню
Неудобная поза
Обзор темы в группах Д. Горелышева о рисовании человека
Задача — нарисовать ряд фигур в сложных позах и ракурсах без натуры и каких-либо референсов.

Тема — смысловая и сюжетная оболочка для рисования фигуры по воображению, которое всегда даётся нам сложнее. Еще это повод подумать о том, что вообще такое «удобная» и «неудобная» поза, от чего зависит наше ощущение комфорта, когда мы смотрим на человека. Это либо очень напряжённая поза, либо поза, которую просто невозможно держать долго. Такое чувство и нужно было вызвать у зрителя, заставить его сопереживать изображённому герою. Критерием по-настоящему неудобной придуманной позы было желание зрителя распрямиться, глядя на рисунок.

Рисование по воображению — хорошая возможность проверить свои знания и навыки, разобраться с устройством фигуры: баланс тела, пропорции, вставки и суставы, пластика формы и рельефа. В рамках данного задания можно было сколько угодно сильно гипертрофировать ракурс, пропорции и форму, чтобы усилить впечатление.
Работали в четыре этапа.


1. Рисовали от десяти случайных абстрактных форм, в которые потом врисовывали позы
Когда натуры нет, случайные каракули становятся отправной точкой для размышлений о позе и ракурсе фигуры.

Все эти формы должны быть разнообразными, не нужно продумывать ничего заранее, чем случайнее, тем лучше
— рисуйте левой рукой или не глядя на лист. Можно даже кого-то попросить нарисовать для вас эти формы, так ещё интереснее. Контур лучше рисовать замкнутым.


2. Смотрели на получившиеся формы по одной — крутили по-разному, представляли, что в них можно разместить.
В дорисовке можно пойти от силуэта (на что он похож) и вставить в него фигуру почти «плашмя», без ракурса. Так может быть, но если добавить где-то внутрь контура неожиданную ракурсную форму (голову, голень, ступню), можно совсем по-другому увидеть позу и нарисовать что-то совсем неожиданное. Причём, эту деталь тоже можно нарисовать внутри каракули где попало, а потом придумывать как из этого выкручиваться.

Рекомендую пробовать несколько разных вариантов поз для одной и той же каракули. Вот пример — две совершенно разных фигуры на основе одно и того же пятна.
Мы рисовали фигуры внутри контура случайной формы. А если для детали или более понятного силуэта нужно было выйти за её пределы — выходили. Фигура могла быть обнажённая или одетая,
с любыми деталями или предметами.
3. Разрабатывали самые интересные позы «от ума»
Рисовали с чистого листа. Оставили от первоначального наброска самое ценное в позе, жесте, пластике. Всё лишнее, случайное, откровенно неправильное убирали или наоборот — обостряли все странности.

По ходу работы рекомендовал два подхода, которые могли помочь разобраться с позой и формой — нарисовать ту же позу с одного-двух других ракурсов или слепить небольшую модель позы
из пластилина. Это помогает не зациклиться на первоначальном силуэте и смелее править фигуру под свои нужды. Практически каждая поза на этом этапе претерпела три-четыре итерации правок по силуэту, пропорциям, балансу тела, деталям.

Если вы рисуете что-то очень гротесковое, у зрителя не должно сложиться впечатление, что это ошибка. Для этого применяйте принятую логику пластики формы ко всем частям фигуры. Если сделали голову специально меньше — подумайте, какого размера к ней будут кисти и ступни. Хотите «резиновых» конечностей без суставов — примените это везде. Рисуете суставы — проследите, чтобы они все выглядели убедительно и гнулись в нужною сторону, даже если рисунок далёк от академического натурализма.

4. Последний этап — исполнение итоговых листов в любой технике
Упражнение тренирует прежде всего пластическую фантазию. Человек лучше замечает необходимое где угодно вокруг себя, чем придумывает полностью с нуля сидя над пустым
листом. Поэтому если есть сложность с придумыванием позы или ракурса — обратитесь к случайным пятнам и дорисовке, к коллажу с дорисовкой, дорисовке пятен краски с палитры.

Интересно, что при последующей переработке от первого рисунка из каракули может не остаться
и следа, но при этом процесс уже запущен — вы знаете, что делать и куда развивать идею. То есть,
в итоге что-то осмысленное получается буквально на ровном месте.
Авторы представленных работ: Алёна Демченко, Алексей Ларионов, Андрей Ступаченко, Анна Лыкова, Дмитрий Горелышев, Наталья Ушакова, Татьяна Попова, Юлия Николаева, Юлия Семитко.
Мы в Инстаграме
ИП Никитин
ОГРНИП: 317774600346940
ИНН: 504313274900
© 2020 Простая школа
По вопросам пишите на mail@prostaya.ru или звоните на +7 (910) 468–01–18
© Простая школа, 2020