Обзор
Онлайн «Объект и движение»
Январь 2019
Композицию можно понять, почувствовать, и нельзя «выучить». Но если менять рисунок, и наблюдать, как перемены в листе влияют на впечатление от изображения, можно обнаружить много находок. И дальше применять их для решения собственных задач.

Эксперименты с композицией помогают научиться выделять главное и подчинять ему второстепенное. Так и вырабатывается то самое «композиционное чутье»: ставите себе задачу, пробуете, наблюдаете, перебираете разные варианты, сравниваете, фиксируете, что меняется, делаете выводы, —всё как в научном эксперименте.

Главное — доверять своим ощущениям. Правил нет. Есть композиции, которые решили или не решили вашу задачу. Вот об этом и был этот онлайн. В нём два курса: «Композиционные упражнения» и «От схемы к рисунку».
Композиционные упражнения (М. Бородина)
Участники курса создавали впечатления средствами композиции. Убирали из рисунка содержание. Например, изображали взлетающий тяжелый и мощный объект простой прямоугольной формой. Никаких узнаваемых предметов, никаких персонажей, — только композиции из простых геометрических фигур.

Принцип курса: если можно создать у зрителя яркое впечатление полета только с помощью черного прямоугольника, значит, в рисунке полетит всё, что только возможно — драконы, слоны, рояли, космические корабли и птицы.


Первая неделя
Смотрели хорошие композиции и анализировали их. Искали связь между тем, как расположены объекты в листе, и тем, какое ощущение у нас вызывает работа. С одной стороны, учились ставить вопросы и анализировать композиции (потом этот навык пригодится для работы с собственными эскизами). С другой — подмечали удачные решения, которые потом можно применить.

В конце проверяли свои наблюдения: делали несколько графических конспектов. То есть максимально упрощали изображение, оставляли только самое главное — то, что необходимо и достаточно для узнавания работы. Получалась композиционная схема, каркас, который можно дополнить деталями. Это упражнение полезно для изучения композиции, потому что позволяет наглядно увидеть, что именно создает нужный эффект, — а от чего можно отказаться. Подвинули не туда, убрали важное, — впечатление уже не то. Работа теряет лицо.
Следующие три недели
Последовательно рассматривали несколько выразительных средств композиции: положение объекта в листе, взаимодействие объектов, статика, динамика, равновесие, ритм.

Начинали с самого простого: как размер и форма пятен и их положение в листе влияют на впечатление. Сначала анализировали выразительные работы художников — готовые сложившиеся композиции. В основном фигуративные. Затем исследовали, как один параметр влияет на впечатление. Например, меняли размер пятна, а форму и положение в листе оставляли. И наблюдали, как меняется впечатление от изображения. Наблюдения записывали, а потом целенаправленно применяли их для создания собственных композиций с аналогичным или заданным впечатлением. Пример такого впечатления: объект быстро движется от зрителя.

Советы Марины Бородиной
• Доверяйте себе: скорее всего, ваше первое впечатление самое точное.
• Ищите удачную композицию в аппликации. Это удобно: объекты можно перемещать и менять до тех пор, пока не получите нужный результат. Не спешите приклеивать.
• Изменяйте и сравнивайте. Что будет, если подвинуть правее, левее, уменьшить, увеличить? Не останавливайтесь на первом решении, ищите, какие изменения усилят нужный эффект.
• Обращайте внимание на случайные находки, даже если сейчас они «не в тему», — пригодятся потом. Главное, что вы их заметили.
Советы Марины Бородиной
• Доверяйте себе: скорее всего, ваше первое впечатление самое точное.
• Ищите удачную композицию в аппликации. Это удобно: объекты можно перемещать и менять до тех пор, пока не получите нужный результат. Не спешите приклеивать.
• Изменяйте и сравнивайте. Что будет, если подвинуть правее, левее, уменьшить, увеличить? Не останавливайтесь на первом решении, ищите, какие изменения усилят нужный эффект.
• Обращайте внимание на случайные находки, даже если сейчас они «не в тему», — пригодятся потом. Главное, что вы их заметили.
От схемы к рисунку (Н. Гриценко)
На курсе мы решали задачу перевода формальной композиции в фигуративный рисунок без потери выразительности. Это пригождается, например, для переноса эскиза на формат или развития быстрой зарисовки в законченный графический лист. Работали с самыми удачными схемами с «Упражнений» или делали новые под задачу.

Весь курс мы решали одну и ту же задачу: как развить удачно найденную схему в живой рисунок и при том не потерять выразительности. С одной стороны, нужно уточнить форму пятна, вписать туда узнаваемые объекты, добавить детали, полутона, текстуры, объем, — всё, что необходимо автору. С другой, — важно сохранить все найденные соотношения: размеров, заполненного и незаполненного, расстояний, тонов. Всё, что делает схему удачной. Нужно сохранить композиционный каркас и соподчинить второстепенные детали главному. В этом и практиковались.

Три совета Натальи Гриценко
• Сфотографируйте эскиз и работу в формате на телефон, чтобы проверить, сохранилась ли композиция. Посмотрите на оба изображения рядом в галерее. Они будут маленькие и одинакового размера: так увидите всё в целом. Сравните, совпадают ли изображения в главном: размерах и расположении пятен, контрастах и так далее.

• Если вы рисуете контуры поверх пятна, они могут не совпадать с его краями. Форму пятна можно немного изменять: не старайтесь строго упихать ваш объект в его границы.

• Объединяйте несколько объектов или объекты и пространство в одно пятно. Например, предмет и тень. Если разница в тоне между ними меньше, чем разница между ними всеми и фоном, то они будут выглядеть единым силуэтом.
Первая неделя
Делаем так, чтобы всевозможные объекты двигались по-разному.
Дара Пилипюк. Памятник стоит — памятник пошел.
Ирина Полубесова. Бегун споткнулся — бегун упал (схемы)
Мария Зарапина. Домик Элли стоит — домик Элли полетел
Вторая неделя
Герой. Создаем образ, используя характер формы пятна.
Тема «А сама-то величава, выступает, словно пава»
Дара Пилипюк
Тема «Драгоценность в витрине музея»
Мария Зарапина
Тема «Особо важный объект лежит»
Мария Зарапина
Третья неделя
Двое: показываем отношения между двумя героями.
Тема «Собаки повстречались»
Ольга Прусакова
Тема «Шапку надень»
Мария Зарапина
Тема «Водопой»
Дара Пилипюк
Тема «Я от бабушки ушел»
Дара Пилипюк
Четвертая неделя
Обобщающее задание: рисуем эскиз киноафиши. Мы должны передать зрителю атмосферу фильма быстро и издалека.
Тема «Бальные танцы»
Тема «Вестерн»