Меню
Чёрное и белое
Рисование чёрной тушью — необходимое упражнение для графика. Оно обостряет внимание и чувство меры, тренирует руку и вкус. Уверенное владение тушью открывает все остальные возможности Потому что в контрастном чёрно-белом изображении нагляднее всего проявляются качества композиции: как изображение лежит на плоскости листа, как «белое» бумаги соотносится с «чёрным» материала, и т.д.

Когда мы рисуем только чёрным тоном, мы не можем нарисовать «как есть». Материал вынуждает продумывать композицию заранее, — выбирать, что можно обобщить, а что нельзя, что нарисовать сначала, а что потом.

Есть два базовых подхода к чёрно-белому изображению. Разумеется, деление не жёсткое, но им удобно оперировать при работе.

1. Белое в чёрном
Много чёрного тона, который создаёт среду, и зажатые между чёрными пятнами белые фрагменты, как акценты. Белый тон в окружении чёрного воспринимается более ярким, светящимся, чем просто белая бумага. В самом начале нужно заметить и отметить на листе то, что точно останется белым, а потом уже формировать вокруг него чёрное. Чем меньше белая замкнутая форма в большом чёрном поле — тем ярче она светится.
Дмитрий Горелышев
Художественный руководитель Простой школы. Старший преподаватель кафедры академического рисунка МГХПА им. Строганова. Преподаватель Британской школы дизайна. Создатель и модератор виртуального Музея рисунка.

Инстаграм
Работы на Фейсбуке
2. Чёрное в белом
Много белого тона бумаги, а чёрный тон располагается на его поверхности цельным пятном или группой пятен и формирует знак изображения. В этом случае белый тон выступает не как акцент, а как средство объединения композиции, своего рода паспарту. А форма черных пятен доносит до зрителя всю информацию о том, что изображено. Поэтому в завершении работы имеет смысл посмотреть на лист и поправить по силуэту те пятна, которые выглядят случайными или непонятными. На этих двух подходах базируется и всё остальное — полутона, добавление линий, текстуры, цвет.

Это сразу не очевидно, но мы рисуем не самим материалом, а белой бумагой, оставляя её в необходимых местах, в необходимых количествах и с необходимой мерой контраста. С пониманием этого нам открывается новый изобразительный уровень — опора на чистый ритм, свобода от обязательного перечисления и «называния» всех объектов. Что, в свою очередь, открывает для нас свободу от «красивой» натуры — так можно с интересом рисовать всё что угодно.

Практически каждый год на пленэре с Графической мастерской мы работаем тушью, чтобы не терять это чувство, калибровать его относительно новых знаний и навыков, полученными за год.

Прошлым летом работали с тушью два раза, первый раз в Нескучном саду по следующим темам:
  • разная линия
  • чёрное в белом
  • белое в чёрном
Рисунки из Нескучного сада
Второй раз рисовали около Симонова монастыря, но уже не следовали какой-то одной системе, а совмещали способы между собой по необходимости.
Рисунки из Симонова монастыря
Авторы работ: Татьяна Борисова, Дмитрий Горелышев, Ксения Добровицкая, Полина Калашникова, Дарья Климась, Юлия Николаева, Ксения Проценко, Софья Сапожникова, Екатерина Улитина, Елена Феклистова, Полина Шутова.
Из-за контрастности материала при работе тушью сильнее всего видно разницу в моторике и динамике рисования. Посмотрите, какие разные все работы — шевелящиеся линии и строгая геометрия, чёткие края и рваные быстрые, ровно залитые большие формы и хаос мелких штрихов.

Все эти средства хороши, не замыкайтесь на чём-то одном, — совмещайте и экспериментируйте.
Мастера работы чёрной тушью в Музее рисунка
Мы в Инстаграме
ИП Никитин
ОГРНИП: 317774600346940
ИНН: 504313274900
© 2020 Простая школа
По вопросам пишите на mail@prostaya.ru или звоните на +7 (910) 468–01–18