Бумажный онлайн
Онлайн Полины Шутовой и Анны Журко
31 августа 2020
Курс «Аппликация»
Полина Шутова: «Аппликация — это не только графическая техника, но и метод упрощения натуры, и способ начать работу с условным изображением. На курсе работали сразу ножом без предварительной разметки — именно этот способ учит отойти от срисовывания и начать мыслить не предметом, а пятном на листе».
Первая неделя
«Работу с аппликацией начали с простого силуэта. Работали с черной бумагой — активный контраст между пятном и листом обостряет значение каждой детали. Первое задание — силуэт размером с две марки. Малый масштаб провоцирует игнорирование случайных и незначительных деталей:
Елена Шамшурина
Валерия Бастрикова
Мария Попова
Простой силуэт можно обогатить белым пятном или прорезью внутри. Эта опция особенно полезна при работе с более крупным форматом. Во втором упражнении участники вырезали пятно из цельного листа А4 и искали способы передачи формы скупыми средствами однотонной аппликации».
Владимир Мачинский
Лера Бастрикова
Таня Попова
Олег Шейнкман
Вторая неделя
«На второй неделе перешли к группе предметов. Важным условием было не компоновать отдельные пятна друг с другом на листе, а увидеть и вырезать несколько предметов как единое целое. Говорили о вариантах взаимодействия предметов, связях между ними и важности контрформы (пространства между предметами):
Саша Максимова
Инна Никитина
Елена Шамшурина
Светлана Сумакова
Во втором упражнении второй недели снова обратились к возможности усложнения силуэта с помощью белого пятна внутри него. В рамках условности, заданной техникой, важно решить какую роль будет играть белое пятно, найти баланс между количеством черного и белого и одинаково внимательно отнестить к форме пятен обоих тонов».
Олеся Худякова
Таня Попова
Светлана Сумакова
Маша Слуга
Третья неделя

Третью неделю посвятили планам в уплощенном пространстве. Наконец отошли от черного цвета и поработали над последовательным акцентом на первом, втором и третьем планах в одной и той же композиции с помощью тона и цвета бумаги, а так же формы пятна:
Инна Никитина
Лера Бастрикова
Елена Шамшурина
Олеся Худякова
Владимир Мачинский
Светлана Сумакова
Кристина Пашкова
Четвертая неделя
«В завершении рассмотрели, как аппликация взаимодействует с другими рисовальными техниками. Так как по сути аппликация — это один из способов получения пятна, ее свободно можно дополнять любыми материалами, как линейными, так и пятновыми. Интересно использовать разнообразную текстуру рисовальных материалов. Для этого можно заранее покрасить бумагу и резать ее как любую другую. Это задание показывает широту возможностей работы с бумагой и открывает огромное поле для экспериментов».
Лера Бастрикова
Саша Максимова
Маша Слуга
Светлана Сумакова
Маша Слуга
Анна Лямина
Курс «Коллаж»
Анна Журко: «Курс про коллаж проходил на этот раз четыре недели вместо пяти. Параллельно ребята занимались аппликацией с Полиной Шутовой. У нас были разные задания и задачи, но в конце все это сложилось в общее целое про бумагу, внимание к материалу, композицию и цельность восприятие. Занимаясь конкретной техникой всегда интересно взять шире, использовать ее как предлог и поговорить о большем».
Первая неделя
«Погружение началось с огромного количества сделанных разными способами фактур. Затем ребята занялись абстракциями на заданные темы. Задача была, минуя нарратив, только средствами композиции придумать, как решить вполне литературные образы.

Одновременно начали ощущать как содержание форм, которые вырезаем, зерно фактуры, касание инструмента, градация тона внутри формы, вся эта случайность входит в работу и как с этим можно работать».
Вторая неделя
«Если на первой недели мы сами делали фактуры, а все фотографическое развоплощали до цвета, фактуры и тона, то теперь задача была прибавить к этому и коллажирование образов. Мы делали разных персонажей используя совершенно разные способы».
Третья неделя
«Занимались коллажем, взяв за основу метод Джона Стезакера. Очень просто и открыто стыковали фотографии, чтобы получить единое свое изображение. Тут надо было сменить тактику, перелопатить кучу журналов, научиться видеть мимо изображаемого. Главное, — понять, что чудо случается только когда стыковка происходит на уровне пластики».
Четвертая неделя
«Итоговое задание где студенты были вольны действовать по своему усмотрению, в смысле выбора метода. Можно было и резать, и дорисовывать, и докрашивать. Делали копии известных фото и живописных работ. Но чтобы избежать бездумного копирования, хотя перевод в коллаж уже это исключает, было предложено поменять еще и пространство работы на изометрическое. Было много прекрасных студентов и замечательных работ. Делюсь некоторыми в обзоре!»
Мы в Инстаграме