Ботанический онлайн

Онлайн Полины Шутовой и Натальи Алаторцевой
22 июля — 17 августа
4 недели
Почти все когда-нибудь рисовали растения — это один из самых распространённых в искусстве: основа многих орнаментов, способ создать антураж или повод для самостоятельного произведения. Мы предлагаем погрузиться в тему глубже обычного и проработать достоверность рисунка и формальную композицию.

Внутри два курса: «Выразительное рисование» с Полиной Шутовой и «Акварельные растения» с Натальей Алаторцевой.

На «Выразительном рисовании» выявляем и усиливаем характер растений. Доводим его до законченного лаконичного знака — графического произведения. А дальше сами решаем, чем станет этот знак — принтом, картиной, скульптурой, брошью, татуировкой или модулем для орнамента на ткани.
В работе делаем акцент на внимательное смотрение, а не на эффектное рисование.

На курсе «Акварельные растения» изучаем техники рисования акварелью, разбираемся в строении растений и универсальных схемах, которые помогут не путаться в сложных местах.
Проходим путь от поиска растения до итоговой работы. Выполняем простые упражнения акварелью, чтобы нащупать баланс воды, краски и остальных обстоятельств. Рассматриваем «архитектуру» растений, чтобы понимать, какие части и их взаимное расположение критически важны для передачи общего облика. Делаем много подходов к одному и тому же растению или его части: такой путь помогает начать рисовать уверенно и без исправлений, и делать акварели легкими. Что и как поправить, если что-то пошло не так, тоже разберем.

Подходит тем, кто:
– имеет опыт натурного рисования и хочет понять, как работают принципы работы с пятном, силуэтом, выявлением характерного;
– хочет попробовать работать разными материалами;
– хочет научиться замечать и выявлять характерное;
– интересуется растениями и хочет их рисовать;
– не знает, как подступиться к рисованию растений;
– хочет освоить акварель;
– уже рисовал растения: вроде все части по отдельности похожи, — а в целом что-то не то, не хватает живости.

Техники
Акварель, аппликация, карандаш, тушь

Для участия необходимо
Опыт рисования с натуры, не обязательно растений
• Опыт рисования акварелью, хотя бы на уровне «пробовал»

Займет примерно
Минимум — 2 часа в неделю на один курс
Рекомендуемое время — 4-8 часов.
Идеально в разбивку — по часу-полтора несколько раз в неделю: частично это прогулки, частично рассматривание, чтение материалов курса, упражнения с акварелью, рисование.

Что развивается
• Внимательность к изображаемому объекту
• Умение выявлять и обострять главное
• Внимание к деталям и форме
• Графические арсенал — отход от привычных приемов
• Приобретаются уверенные ботанических знания

Результат
Пачка акварельных пробников с находками и собственными пометками, чтобы хорошее потом повторить и применять сознательно.
• Итоговая авторская работа акварелью.
• Несколько законченных графических листов в разных техниках и собранный гербарий.
• Стопка детальных зарисовок

После окончания онлайна мы публикуем некоторые работы в обзорах и рекламных постах. Авторов подписываем.
Разные подходы к рисованию растений: достоверный и выразительный. Прокачка формальной композиции, освоение акварельной техники, изучение «архитектуры» растений
Полина Шутова — ведущая
Окончила бакалавриат и магистратуру в МГХПА им. Строганова по направлению «Художественная керамика». Преподаватель различных рисовальных техник на курсах школы и на детском направлении БВШД.

Фейсбук
Инстаграм
Биханс
Наталья Алаторцева — ведущая
Окончила биологический факультет МГУ им. М.В.Ломоносова в 2001 году, специальность - ботаника.
Акварельной ботанической иллюстрацией занимается с 2014 года.
Член американского общества ботанических художников (American Society of Botanical Artists) с 2017 года.

Биханс
Инстаграм
11 000 ₽
9000 ₽
Суперцена при оплате до 15 июня
Работы Полины Шутовой
Работы Полины Шутовой
Для участия понадобится
- Компьютер или планшет
- Интернет-браузер
- Приложение для обработки фото
- Текстовый редактор
Как работаем
Расписание
_
Работаем на платформе «Миро». Курс выглядит как огромный виртуальный холст, в котором у каждого участника свой борд. Вопросы, возникающие по ходу, задаем в любое время — раз в сутки преподаватель отвечает на них.
ЧТ
ВТ
СР
Выдача теоретических материалов и задания на неделю, начало работы
Обзор проделанной работы
Преподаватель комментируют
ВТ
ВС
ПН
Выдача теоретических материалов и задания на неделю, начало работы
Обзор проделанной работы
Преподаватель комментируют
«Акварельные растения» 22 июля — 12 августа
«Выразительное рисование» 27 июля — 17 августа
Скрин из онлайна Димы Горелышева «Портреты незнакомцев»
Скрин из онлайна Димы Горелышева «Портреты незнакомцев»

Материалы и задания — текст с иллюстрациями
Обратная связь преподавателя — текстовые комментарии
Работы Натальи Алаторцевой
Работы Натальи Алаторцевой
Программа
Выразительное рисование
Акварельные растения
Курс о разных подходах к рисованию растительной формы. Работаем с засушенными в книге растениями — это помогает нагляднее увидеть форму общего пятна, и извлечь пользу из случайно сложившегося силуэта. Ищем ритмы внутри формы, замечаем в ней абстрактное, учимся обострять характерное.

1. Разнообразное рисование
Три упражнения с одним растением. Подробный длительный рисунок, линейный рисунок, пятновой рисунок.

2. Пятно в листе. Аппликация из черной бумаги
Композиция листа и тема знака. Компоновка растения целиком враспор листа. Маленький значок в большом листе.

3. Портрет цветка
Растение как неизвестный сложный объект.
Курс состоит из серии простых акварельных упражнений. Он построен от простого к сложному, от черно-белого к цветному и от внимательного рассмотрения растения к выделению важного и характерного, того, что можно использовать не только в иллюстрации, но в собственном высказывании. Такой опыт можно применить везде, где нужны изображения растений.

1. Растения рядом с нами
Наблюдение и изучение растений. Карандашные наброски, сбор материала, работа с формой.

2. Акварельные решения
Упражнения о разных приемах работы акварелью: от подробного и сухого к мокрому, но не менее точному. Применяем к растениям первой недели или к новым.

3. Своя затея
Подходы и идеи некоторых художников. Формулирование идеи своей акварельной работы. Законченный лист с растением.
Материалы
«Выразительное рисование»
За пару-тройку дней до начала нужно собрать растений и засушить их в книге.

• Тонкая бумага для карандаша или ручки — до 30 листов
• Плотная гладкая бумага А4 (ватман) — 30 листов
• Гладкая бумага типа мелованой А4 — 10 листов
• Акварельная бумага А4 и А3 — 20 листов
• Черная бумага А4 — минимум 5 листов (например пастельная 160г или оракал)
• Черный твёрдый карандаш — например, «Фабер Кастел Питт»
• Нож или точилка для карандашей
• Острый нож для аппликации — например, «Олфа»
• Ластик
• Чёрная шариковая ручка, линер или перо — можно одно из, а можно все три
• Любой мягкий материал: уголь, соус, сангина
• Акварель
• Чёрная тушь — любая кроме Гаммы, лучше китайская
• Кисти: китайские, колонок или белка: толстая, средня и тонкая
• Любые другие удобные или привычные вам материалы, цветные — по желанию

Курс «Акварельные растения»
О бумаге и красках точнее сложить представление получится после первой недели работы, имея задание на вторую неделю. Для начала можно обойтись уже имеющимся запасом.

• Бумага для упражнений с графитом: формат А4-А3. Подойдет писчая, но можно и любую для черчения
• Графитные карандаши HB-2B
• Мягкий ластик
• Бумага для акварели: формат от А4 любой производитель. Лучше иметь возможность сравнить хлопковую и целлюлозную бумагу, но можно обойтись любой.
• Краски: любой производитель, в тубах удобнее, но можно и в кюветах. Лучше начать с привычного набора и смотреть по ходу второй недели, нужно ли будет его дополнить.
• Базовые упражнения будут большей частью с красками с такими пигментами:
– PY 3 — лимонная
– PY 150 — индийская желтая или прозрачная желтая
– PY 42 — охра желтая
– PR 101 — английская красная
– PR 108 — кадмий красный
– PR 122 — хинакридон маджента
– PV 19 — хинакридон фиолетовый
– PB 15 — фталоцианиновая голубая
– PB 28 — кобальт синий
– PB29 — ультрамарин
– PB 60 — индантреновый синий
– PBk 9 — кость жженая
– PBk 31 — перилен зеленый
– PBk 26 — кобальт зеленый

• Кисти: круглые белка 8+, колонок или синтетика 3-4, что-то плоское и любые привычные
• Палитра: фаянсовая тарелка и любая палитра с отдельными лунками для растворов
• Бумажные салфетки
• Фанерный планшет
• Малярный скотч, — можно запасти строительный степлер для крепления бумаги
Рисунки участников курса «Ботанического онлайна», 2020
Рисунки участников курса «Ботанического онлайна», 2020
Екатерина Фролова «Акварельные растения»
Екатерина Фролова «Акварельные растения»
Екатерина Фролова «Акварельные растения»
Юлия Кравцова «Выразительное рисование»
Юлия Кравцова «Выразительное рисование»
Юлия Кравцова «Выразительное рисование»
Елизавета Романова «Акварельные растения»
Елизавета Романова «Акварельные растения»
Елизавета Романова «Акварельные растения»
Дарья Беклемешева «Выразительное рисование»
Дарья Беклемешева «Выразительное рисование»
Дарья Беклемешева «Выразительное рисование»
Наталья Тьет «Выразительное рисование»
Наталья Тьет «Выразительное рисование»
Наталья Тьет «Выразительное рисование»
Что классного c Полиной и Натальей у нас есть
Что классного c Полиной и Натальей у нас есть
Полезные материалы
Полезные материалы
Отзывы участников предыдущего онлайна (2020)
Отзывы участников предыдущего онлайна (2020)
Анна Вонтнер-Смит
Всегда интересовали растения как объект для изображения. Видела работы Полины на сайте школы, хотела понять как этого достичь.
Сложно было обобщать, видеть контр формы, грамотно располагать массы.
Аппликация в изображении растений для меня оказалась в новинку и безумно понравилось. В своих личных проектах стала применять этот прием.
По другому смотришь теперь на растения, теперь обращаешь внимание не только на форму, но и на динамику растения его пластику. Слушаешь растение.

Возможно стоит сделать два отдельных курса по выразительному рисованию и акварельным растениям. Я сразу шла именно к Полине, поскольку не всегда интересно так скрупулезно рисовать растение со всеми подробностями. Интересовало именно как показать красоту растения, использовав как можно больше приемов.
Диана Ибатуллина
Мне хотелось попасть на курс именно к Полине Шутовой, очень нравятся ее работы.
Навык рисования у меня небольшой, поэтому мне было тяжело учиться одновременно у двух педагогов. Курс Н. Алаторцевой я запустила, поняла, что таких глубин акварельного изображения растений не вытяну, не хватит времени и умения. Решила сосредоточится на курсе Полины. Тут тоже было нелегко, но очень интересно и захватывающе. Помогали комментарии преподавателей, не только к моим работам, но и других участников. Хорошо, что уровень участников очень разный, есть чему поучиться у профессионалов.
До этого курса я относилась к аппликации больше как детскому развлечению. А тут поняла всю ее пользу, многообразие и глубину. Формы, композицию, цветопередачу, все можно изучать используя аппликацию.
И благодаря курсу Натальи, более внимательно стала относиться к рисованию растений, добиваясь их натуральности, не пририсовывая выдуманных частей.
Виктория Густарева
Интересна тема растений и нравятся работы Полины Шутовой
Спасибо большое Полине за внимание и деликатность! С помощью курса интерес к выразительному рисованию растений только усилился! С удовольствием буду продолжать упражнения!
Ольга Ильичева
Интересный и нескучный подход к любимой теме, классные работы учеников с предыдущего онлайна
Все хорошо, но по личным причинам не успела сделать последнее самое интересное задание, буду завершать сама по окончании курса
Задумала серию плакатов в смешанной технике на основе аппликаций, но пока не реализовала.
Появилось желание изучать их глубже, рисовать чаще понравился абстрактный подход на курсе по выразительному рисованию. а еще открылось второе дыхание в аппликации :)
В акварельном курсе лишним было имхо вынесение тренировочного задания в отдельный блок. очень не хотелось его делать :) Хотя я понимаю всю важность и если бы это не было заданием, не было бы мотивации его делать.
Дарья Беклемешева
Я иллюстратор и специализируюсь на книгах о природе. Хотела углубить знания в области ботаники и попрактиковаться в различных приёмах изображения растений.
В целом, наверное, хорошо. Но по моим ощущениям времени на задания отводилось маловато. Особенно на акварельную технику. С ней я бы ещё недели две бы позанималась.
Многое из курса "Выразительное рисование" натолкнуло меня на идею для новой книги. Сейчас я продолжаю эксперименты в этом направлении.
Думаю, что повысилась внимательность к деталям. Более вдумчивый подход стал к изображению растений.
О, было очень здорово побольше времени выделять на домашнее задание. Недели мне показалось маловато, особенно для акварельного рисования, где надо было выполнять много упражнений, эскизов и т.д.
Если прошло больше 2 дней, а письма всё нет, и в спаме его тоже нет, — напишите нам.

Вопросы — координатору курса
Леониду Токареву на leon@prostaya.ru
Запись на онлайн
22 июля — 17 августа
Ботанический онлайн
Если платите вы, напишите свое. Если кто-то оплачивает за вас, напишите его данные. Так мы отследим вашу оплату и будем знать, куда вернуть деньги в случае чего.
9000 ₽