Как преодолеть «скетчбучность» и по-настоящему оригинально рисовать
5 хинтов от преподавателя Британки
и внештатного иллюстратора GQ Ксении Копаловой
Часто, когда рисуют в городе, наброски не выходят за пределы скетчбука, да еще и рисунки у всех плюс-минус
одинаковые, — таких миллион. Непонятно, что делать с этим материалом. Нарисовали красивую картинку, сфоткали,
выложили в инстаграм — вот и все.
Выглядит это примерно так:
Со временем это вырождается в рисование бесконечных интерьеров ресторанов, кафе, каких-то красивостей — такое «рисование для инстаграма». Как сделать оригинально и передать ощущение от места?

Ксения Копалова, преподаватель Британки и внештатный иллюстратор GQ делится опытом и дает хинты, которые использовала на курсе «Покажи свою Москву» в Простой школе.
Ксения Копалова
Преподает в Британке, рисует для GQ и ведет блог о японской графике.


Инстаграм Ксении
Несколько набросков из скетчбука Ксении
1. Найдите яркую метафору

Чтобы не увлечься красивостью, сосредоточитесь на своих ощущениях от места. Что вы чувствуете? На что оно похоже? Как бы вы шли через это место ночью? Или в яркий солнечный день? Помогут яркие метафоры и сравнения. Например, «здесь
я чувствую себя в безопасности, „под грибком"». Или «это похоже на постапокалипсис и эру машин, где нет места людям, находится здесь неуютно».
Такой подход помогает уйти от рисования «красивых домиков, эффектно уходящих
в перспективу» к другому уровню осознания происходящего вокруг. Получается передать место ярче и глубже.


Ксения показывает, как работает метафора на примере своих набросков. Рисуя этот, она сосредотачивалась на ощущении того, как все вокруг плавится от жары.

Ксения рассказывает о метафоре на примерах набросков из своего скетчбука.

«Некрасивый» скетч
с курса.
2. Забудьте о красивой картинке

Желание нарисовать красиво вводит в ступор и не дает рисовать свободно. Трудно начать от страха испортить белый лист. А даже если начать получилось хорошо, страшно испортить. Есть способ, который поможет с этим справиться: поставьте себе задачу нарисовать некрасиво. Часто самые интересные наброски получаются именно так — есть от чего отталкиваться.
3. Найдите несколько интересных вам мест, не похожих друг на друга по атмосфере

Поезжайте туда и сделайте серию набросков, используя первые два хинта.
Если рисовать там неудобно, — рисуйте по памяти.

Примеры таких мест в Москве:
– парк аттракционов
– трамвайный маршрут №28 от Щукинской до Сокола
– подъезд любой из сталинских высоток (проще всего попасть внутрь, записавшись на экскурсию в музей Улановой на Котельнической набережной)
– коммунальная квартира
– станции МЦК
На курсе мы рисовали в оранжереях Царицино с натуры...
Оранжереи круты, потому что...
...и на станциях МЦК по памяти
В таких урбанистических неуютных местах всегда есть, что порисовать. Они очень графичны сами по себе.
4. Рисуйте по памяти

Неважно, рисуете ли вы кусочек города или интерьера в кафе — много деталей лезет в глаза. Есть риск увлечься и начать срисовывать все подряд. Рисунок становится невнятным. Непонятно, про что он, — вроде бы все нарисовано «как в жизни»,
а совсем не трогает.

Чтобы избежать этого, разделите время смотрения и время рисования. Отведите полчаса на активное смотрение — что вы видите в этом месте? Потом за полчаса нарисуйте 5-6 быстрых набросков. Ограничение по времени помогает отключить критическую часть, выцепить то, что засело на подкорке и отразить это в рисунке, и выйти за привычные рисовальные границы.

У участников курса вот что получилось:
5. Перерисуйте самые удачные наброски начисто

Из кучи набросков, которая случилась у вас к этому моменту, выберите несколько самых удачных и интересных вам. Вспомните место, в котором вы их рисовали и ощущение, которое стремились передать. Если хочется поменять формат, цвет, технику, композицию — смело делайте это.

Если хотите сделать серию — выберите какую-то одну тему. Не всегда ощущение, которое вы стремились передать, остается в работах. Как тут: автор хотел передать ощущение хайтековского города машин, сжирающего уютный городок, а в итоге получилась тема персонажа, путешествующего по сну. Ощущение сна дает несоразмерность объектов друг другу — на второй иллюстрации стадион недостаточно большой, для такого персонажа.
Набросок
Иллюстрация
Набросок
Иллюстрация
Еще по теме

Онлайн «Атмосфера места»
Подборка: девять иллюстраторов и девять серий о месте
Я автор, и я не хочу ничего сказать
Made on
Tilda