Книжная полка Простой школы
Рекомендации «что почитать» от преподавателей
и сотрудников школы
Книги Простой школы
«Искусство как рeмесло», Бруно Мунари.
Дима Горелышев рекомендует: «Неглубокая, но увлекательная книга итальянского художника и дизайнера. Пишет эмоционально, часто насмешливо. В основном о простоте и целесообразности в дизайне. Очень интересные главы про японский дом и бамбук.»
«Свет и цвет в природе», Марсел Миннарт.
Василина Бокова: «Книга голландского астронома о секретах природы. Например, рассматривается цвет неба, воды. Полезно для понимания отражения и поглощения света, в частности полезно для пленэра.»
«Искусство и визуальное восприятие», Рудольф Арнхейм.
Дмитрий Горелышев: «О психологии восприятия искусства. Суховато написано, есть странности в обобщениях, но много интересных конкретных примеров о композиции, цвете.»

Цитата: «Одни эстетики и искусствоведы используют работы по психологии, чтобы иметь некоторые преимущества перед остальными теоретиками искусства. Другие же не понимают или не хотят признать, что они также неизбежно пользуются психологией, но такими теоретическими концепциями, которые являются либо «доморощенными», либо устаревшими и поэтому в большинстве своем оказываются гораздо ниже уровня современного знания.»
«Пространство Евклида», Кузьма Петров-Водкин.
Наталья Гриценко: «Мемуары художника и некоторое количество рассуждений на разные темы. Удивительно поэтичная книга. Очень что-то плотское, материальное, страстное; от текста возникает физическое ощущение цвета.»

Цитата: «...великие мастера в своем творчестве достигают такой законченности, что продолжение их линии становится невозможным. Они обрывают собой целый исторический период, а каждое их произведение является резко отличным этапом их роста. Средний мастер ровен, гладок и не знает ошибок, великий - взрывчат, подъемы и спады - это его нормальный путь; одна ошибка Леонардо полезнее для потомства, чем целый ворох благополучия хотя бы у того же Рубенса.»
«О духовном в искусстве», Василий Кандинский.
Дмитрий Горелышев: «Очень кратко и емко про цвет, композицию и искусство вообще. Не учебник, а скорее собранные вместе мысли и наблюдения. Книга, написанная художником для художников. Всем остальным понять будет сложнее, потому что очень много основано на ощущениях при работе с материалом и при восприятии, переживании натуры.»
«Золотое сечение в живописи», Ф.В.Ковалев.
Женя Дёмина: «На мой взгляд слишком много математики в начале, которая не слишком усваивается, и цитат известных художников, но в целом хорошая книга по композиции, особенно в приложении к живописи.»

Цитата: «За кажущейся простотой и случайностью живого восприятия окружающей действительности скрывается математика. Когда мы слушаем музыку, наш мозг занимается алгеброй. Когда мы смотрим на что-либо, наш мозг занимается геометрией.»
«От мечты к открытию. Как стать ученым», 1987, Ганс Селье.
Марина Бородина: «Ганс Селье — один из выдающихся ученых XX века, создатель классического учения о стрессе. Книга посвящена анализу становления ученого на примере научной и творческой биографии автора.
Книга полезна не только ученым, но и художникам. Автор подробно, как собственному ученику, рассказывает читателю, как развить и не потерять страсть к исследованию, поиску нового, не дать быту и рутине взять верх, как достигать цели.
Ганс Селье руководил крупной лабораторией, его принципы управления и опыт собственного творческого пути будет интересен руководителям мастерских и групп.»
«Как писать книги» ("On Writing"), 2000г, Стивен Кинг.
Наталья Гриценко: «В книге - практические советы о писательском ремесле, организации творческого процесса, о том, как заработать деньги творческим трудом. Замените несколько слов, например, "рассказ" на "иллюстрация", "писать" на "рисовать" - и получите практическое руководство к действию. Иногда другие слова, подобранные для старой и вроде как известной истории, открывают новое или, по крайней мере, свежее понимание.»

Цитата:
«Если хотите быть писателем, вам прежде всего нужно делать две вещи: много читать и много писать».
Джон Бергер, «Искусство видеть»
Дмитрий Горелышев: «Книга о восприятии произведений искусства и их репродукций, о происхождении и эволюции образов — от картины к рекламе.
Написано интересно и без воды.
10/10».

Цитата:
«В эпоху репродуцируемости образов значение живописного произведения уже не закреплено за ним самим; его значение становится передаваемым: то есть оно становится своего рода информацией, и, как любая информация, оно либо используется, либо игнорируется; информация не обладает никакой особенной властью сама по себе. Когда картина используется, ее значение либо модифицируется, либо полностью изменяется. Нужно отчетливо осознавать, к чему именно это приводит. Речь не о том, что репродукция неспособна верно воспроизвести определенные аспекты оригинала; репродукция делает возможным (и даже неизбежным) то, что образ будет использоваться для самых разных целей, и копия, в отличие от оригинала, сможет приспособиться к ним всем».

По этой же теме Дима рекомендует ещё эссе Вальтера Беньямина «Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости» и книгу Пола Вирильо «Машина зрения». Обе есть в нашей библиотеке.
Александр Ливанов, «Уроки рисунка. Книга Дуремара»
Дима Горелышев: «Лучшие книги для чтения о рисунке и жизни в нём. Содержат множество емких, зачастую афористических наблюдений прекрасного рисовальщика и преподавателя. О рисовании, композиции, пространстве, художниках и о себе самом. Можно перечитывать сколько угодно раз
10 из 10».
В. А. Могилевцев, «Образцы для копирования», 2013г.
Никита Никитин: «Толковый альбом с хорошими репродукциями лучших рисунков Академии от Лосенко до Серова. Чередуются рисунки и развороты с увеличенными фрагментами.»

Книга есть у нас в библиотеке.
Кстати, половину книг можно взять почитать. Для этого нужно сказать нашему администратору, что хотите взять такую-то книгу до такого-то числа и оставить контакты.
«Рисуем дерево», Бруно Мунари.
Анна Власова: «Книга итальянского дизайнера Бруно Мунари для детей о том, как рисовать деревья. А на самом о деле, о том как смотреть, наблюдать и передавать увиденное, придумывать и конструировать свое. Учит свободе и глубине в рисовании и тому, как просто об этом можно разговаривать, например, с детьми. Чтения на пол часа, и тем не менее книга может быть интересна и полезна взрослым художникам, иллюстраторам, преподавателям
8/10».

«Теперь, когда, вы я надеюсь, знаете, как нарисовать дерево, вам не следует в точности следовать всему, что я вам показал; усвоив правило, вы отныне можете рисовать деревья как захотите, в том числе совсем не так, как в этой книге».
Московское наследие и The Prime Russian Magazine.
Дмитрий Горелышев: «Недавно принёс в библиотеку по пять разных номеров двух отличных журналов — Московское наследие и The Prime Russian Magazine.
Первый о московской архитектуре, отдельных строениях и целых районах. Второй вообще обо всём — у каждого номера своя тема и в нём ряд статей по теме.
Оба журнала оформляла дизайн-студия Щука, поэтому они ещё и красивые.
Очень рекомендую оба, сейчас уже такие журналы не делают — как хорошую книгу прочитал.
9/10.»

Приходите полистать журналы в нашу библиотеку и делитесь, какие журналы по искусству читаете (и читаете ли) вы?
«Художественная деталь и целое: структурные и исторические вариации», Е.А. Кондратьев.
Дмитрий Горелышев: «Искусствоведческое и эстетическое исследование роли детали в произведении искусства. О разновесности элементов произведения, о важности контекста, в котором создаётся и воспринимается произведение. Очень интересная тема, но чтение усложняется многочисленными самоповторами автора и стилистическими шероховатостями.»
«Об искусстве, о книге, о гравюре», Владимир Фаворский.
Дмитрий Горелышев: «В этой книге собраны мысли одного из крупнейших русских художников и теоретиков искусства ХХ века о самом главном — соотношении цели и средств, композиции, свободе в рисовании, внимании к материалу. Все это написано очень спокойно, ёмко, без лишней витиеватости. Очень рекомендую всем рисующим. Мало книг и художников подобного уровня.»

Цитата: «...стиль в искусстве выражает основные моменты мировоззрения, анализ стилевой формы дает нам определенное отношение в данном искусстве предмета к пространству и через то и определенную форму предмета и пространства. Постараемся на примерах проследить это. Возьмем египетское искусство в его основной тенденции. Изобразительная поверхность неограниченна; изобразительной поверхностью служит часто объем, и сливаясь с ней, будучи в сущности ее куском, контурами выделяется человек, причем его власть над пространством выражается только в непосредственном жесте, в шаге.»
«Нарисуй. Как работают иллюстрации», Молли Бэнг.
Анна Власова: «Толковая книжка или скорее лекция о том, как формальная композиция и цвет в изображении воздействует на зрителя и как этим можно пользоваться в иллюстрации. Состоит в основном из картинок-примеров с небольшим поясняющим текстом, в конце есть хорошие упражнения. Книжка для взрослых, но ясная и увлекательная настолько, чтобы быть полезной даже школьнику.»

Цитаты из книги:

«Изображения, которые сильно влияют на нас, построены по тем же основным законам, по которым мы реагируем на реальный мир, если хотим выжить в этом мире. И как только ты понимаешь эти законы и принципы, ты понимаешь, почему изображения дают такие сильные эмоциональные эффекты.»

«Мы связываем между собой одинаковые или сходные цвета гораздо сильнее, чем одинаковые или сходные формы. Мы объединяем объекты по цвет очень быстро. При этом ассоциация может быть как положительной, как в случае с игроками одной команды, которые все носят форму одного цвета, так и отрицательной, как в случае с Красной Шапочкой и красными глазами и языком волка. Но в обоих случаях мы связываем объекты одного и того же цвета и придаем связи определенный смысл.»

Книга теперь есть в библиотеке в мастерской.
«История культуры Петербурга», Соломон Волков.
Наталья Гриценко: «Там и про музыку, и про балет, и про литературу (помимо архитектуры и прочего), но для общего развития я бы прям горячо рекомендовала, местами спорно, но крайне живо, занимательно, структурно и хорошо. Я раз пять перечитывала.»
«Проблема формы в изобразительном искусстве», Адольф Гильдебранд.
Дмитрий Горелышев: «Книга переведённая Владимиром Фаворским, одна из отправных точек его искусства и вообще вхутемасовской, ныне полиграфовской, культуры. Очень рекомендуется к прочтению — скульптор, апологет Микеланджело, пишет о форме, рельефе, пространстве. Очень глубокая и важная книга.»
«Нагота в искусстве», Кеннет Кларк.
Дмитрий Горелышев: «Замечательная книга о человеческом теле в искусстве, от самых ранних произведений до ХХ века. Почему в разное время тело изображали по-разному, как эволюционировало изображение человека, кто на кого влиял. Самые интересные главы — об античной скульптуре и фигуре в движении. Очень рекомендую тем, кто в теме.»

Цитата:
«В английском языке с его обилием нюансов существует
различие между понятиями «голый» и «нагой». Быть голым — значит быть лишенным одежды, и это слово предполагает известную неловкость, которую большинство из нас испытывает в таком состоянии. Напротив, слово «нагой» в употреблении образованных людей не содержит никаких обертонов неудобства.»
«Учение о цвете», И.В. Гёте.
Евгения Демина: «Книга изобилует интересными наблюдениями автора за цветом, не очень понятно на чем основанными теоретически, но практически очень точными.»

Цитата: «Темный предмет кажется меньше, чем светлый того же
размера. Стоит посмотреть на некотором отдалении одновременно
на белый кружок, находящийся на темном поле, и черный кружок
на светлом, одинаково вырезанные по циркулю, и последний по­
кажется нам примерно на одну пятую меньше, чем первый. Если
сделать черный круг, соответственно, крупнее, то оба покажутся
нам одинаковой величины.»
В. Цветов — Пятнадцатый камень сада Рёандзи
Политиздат, 1986
Никита Никитин: «Прекрасная книга о Японии для любознательного читателя. Не могу сказать о ней емче, чем написано во вступлении.
10 из 10».

Вступление: «Сад Рёандзи - главная достопримечательность японского города Киото. Есть в нем своеобразно спланированный хаос из пятнадцати черных необработанных камней, разбросанных по белому песку. С какой бы точки ни рассматривал посетитель сада эту композицию, пятнадцатый камень всегда оказывается вне поля его зрения. Название книги символично. Автор ее, журналист-международник, проработавший в Японии много лет, с глубоким проникновением в своеобразие японской жизни рассказывает о системе пожизненного найма, специфике социального менеджмента, положении женщины в обществе и семье и о многих других интересных общественных явлениях. И каждый раз читателю предлагается свое видение проблемы, свой ключ к ларцу с "японскими секретами".»
Джеймс Элкинс, «Почему нельзя научить искусству»
Дима Горелышев: «Исследование на тему того, что такое художественное образование вообще — как исторически развивалось, какое бывает, какие цели преследует, какими категориями оперирует. Что мы делаем на самом деле, когда учим изобразительному искусству. Рекомендую не столько даже студентам, сколько преподавателям. Написано живо и содержательно.
8 из 10.»

Цитаты:
💬«Разговор о технике и разговор о замысле связаны между собой весьма витиевато. Преподаватель может говорить о средстве выразительности (медиуме), имея в виду его смысл, и наоборот. Одни считают, что смысл — это «продукт» средств выразительности, другие думают наоборот. Все дело в том, что надо уметь слушать: различать отсылки к символике и экспрессивности в разговоре о технике и отсылки к средствам выразительности и формальным проблемам в разговоре о сути работы».

💬«...они [преподаватели. — примечание Д.Г.] пытаются привить молодым чувство прекрасного — и приводят в пример художников, которых считают наиболее значительными. Даже на самом высоком уровне обучение искусству в мастерской — это, по сути, эстетическое воспитание. Руководитель мастерской хочет помочь студенту создать собственное произведение искусства, а лекторы высшей школы (или родители) хотят всего ли чтобы подрастающее поколение по достоинству оценило искусство, которое им самим нравится. Но на самом деле, разница невелика. Возможно, какой-нибудь суперответственный педагог — руководитель мастерской — начнет упоминать и тех художников, которые ему не нравятся, — вот тогда обучение искусству станет отличаться от эстетического воспитания.»
В. А. Могилевцев, «Основы рисунка», 2007г.
Никита Никитин: «Этапы грамотного ведения академического рисунка четко, ясно, без воды, с указанием на характерные ошибки. Хорошие примеры. Сначала долго о голове, потом побыстрее о фигуре, в конце — набор примеров из старых мастеров, группированных по частям тел.

10 из 10»
Иоханнес Иттен, «Искусство цвета», 1961
Марина Бородина: «Полезная книга, интересующимся цветовыми решениями надо обязательно ее прочитать. Но она не настольная. В книге, кроме прекрасных упражнений и примеров, изложена система взглядов и вопросов, дающих направление развитию собственных выразительных средств.
Его система призвана не подавлять личность, а помогать художнику выбрать свой путь, не теряя уверенности в своих силах.
10 из 10.»

Дима Горелышев: «Искусство цвета» — самая ясная, на мой взгляд, книга о цвете. Чёткие описания, наглядные схемы и ярко выраженная практическая ориентированность делают её незаменимой для начинающих.»

Пара цитат:
💬«Компоновать в цвете значит расположить рядом два или несколько цветов таким образом, чтобы их сочетание было предельно выразительным. Для общего решения цветовой композиции имеет значение выбор цветов, их отношение друг другу, их место и направление в пределах данной композиции, конфигурация форм, симультантные связи, размеры цветовых площадей и контрастные отношения в целом.»

💬«Характер и воздействие цвета определяются его расположением по отношению к сопутствующим ему цветам. Цвет никогда не бывает одинок, он всегда воспринимается в окружении других цветов.»
«Цвет в живописи», Н.Н. Волков
Женя Демина: «Обширный труд, посвященный живописи, причем с разных сторон — о некоторых вещах узнала только отсюда. Очень импонирует системность, с которой автор подходит к каждой теме и язык, которым очень просто объясняются и классифицируются вещи, которые, казалось бы, лежат в области тонких ощущений.»

Цитата:
«Если красота цвета не обязательное условие выразительного колорита картина картины, то изобразительность цвета – его обязательное условие. Какая-то доля изобразительности содержится в любом пятне цвета, положенном на плоскость. Об этом, как мы видим, говорят эксперименты, посвященные восприятию пятен свободного цвета. Либо пятно ближе, либо дальше, либо читается как фигура, либо как фон, либо пятно мягко, либо жестко, холодного или теплого тона. Целый мир зрительного познания действительности скрыто присутствует в подобных качествах пятна.»
«Думай медленно, решай быстро», Даниэль Канеман 2011
НН: «Нобелевский лауреат 2002, за применение психологических методик в экономике.

Проводит разделение между условными системой-1 и системой-2 — одна быстро решает, вторая долго думает. Поскольку вторая долгая и энергозатратная, то в большинстве случаев мы пользуемся первой. Она дает "очевидные" автоматические ответы, например сложный вопрос более простым или додумываем данные, чтобы история была непротиворечивой и цельной. Все тезисы подкрепляет результатами статистических исследований. Например, кому-то может не нравится, что игроки в гольф результативнее избегают штрафных баллов, чем стремятся к бонусным, но это так, хотя с точки зрения общего результата это одно и то же. И так далее — заблуждения, манипуляции. Каждый раздел автор заканчивает отличной рубрикой "разговоры о [тема главы]". Например, разговоры о редких событиях в конце соответствующего раздела, 2 из 4:

«Даже в Японии цунами — большая редкость, но образ столь ярок и убедителен, что туристы склонны переоценивать вероятность их появления».

«Они хотят заставить людей волноваться из-за риска — поэтому и пописывают его как одну смерть на тысячу. Рассчитывают на эффект пренебрежения вниманием».

Помогает уложить теорию в практическую картину мира. В книге 38 хорошо структурированных разделов и 53 страницы с комментированным списком источников.

Полезно иметь в голове представление о когнитивных искажениях — названных и объясненных. Избежать их не получится, но по крайней мере легче будет замечать и корректировать.

8 из 10.»
«Уроки постижения», Варвара Бубнова
М. М. Бабенков: «Варвара Бубнова гениальный русский художник. Окончила до революции Питерскую Академию художеств. Знала лично Щукина и Морозова. 36 лет жизни прожила в Японии.
Оставила после себя множество литографий и акварелей. Ее работы хранятся во всех Центральных Музеях России.
Написала ряд статей о проблемах преподавания, о пластической форме, ритме, линии, цвете и т.д. Многие статьи впервые напечатаны в этой книге.
Все проблемы, освещенные в этих статьях актуальны и в настоящее время.»
Май Митурич, «Воспоминания»
Наталья Гриценко:
«Книга такая же легкая, светлая, любовная и умная, как и рисунки Мая. Для меня самое ценное в ней, помимо историй о жизни художника, его семьи, которые, как всегда бывает с хорошими историями, — об историческом времени и жизни среды, — оптимистическое мироощущение. Кроме того, полезно читать для развенчания иллюзий, что «у них-то все было по-другому»: да нет, все то же самое, рутинная («лихорадочная», пользуясь словами автора) работа для заработка по 10-12 часов, смена сытых и голодных полос, работа-гонка всю зиму, а летом, если будут деньги, - поехать на месяц на дачу или на море, чтобы писать. Отдельно — о женщине-художнице Вере Хлебниковой, о рисовании кастрюль и сохнущего белья в неустроенной комнате, где жили пятеро, между домашними заботами. И никакой халтуры — жизнь Петра Митурича, Мая Митурича, Веры Хлебниковой и многих других хороших художников показывает, что обстоятельства не могут быть ее оправданием и причиной.
10 из 10»

Дима Горелышев:
«Кроме сказанного Наташей меня ещё впечатлил язык книги — очень честный, в нём совсем нет «художественности», какой бы то ни было стилизации или заигрывания с читателем. Очень просто, ясно и при этом совсем нет ощущения бедности или сухости.»
Иоханнес Иттен, Искусство формы
Марина Бородина: «В книгах Иттена, кроме прекрасных упражнений и примеров, изложена система взглядов и вопросов, дающих направление развитию собственных выразительных средств.
Его система призвана не подавлять личность, а помогать художнику выбрать свой путь, не теряя уверенности в своих силах.
Форму в академическом понимании не поймете, но прорыв в глубину будет супер.
10 из 10.»
Адриан Форти, «Объекты желания», 1986г.
Дима Горелышев: «Очень интересная книга о дизайне, но не с привычной позиции красоты, необычности, моды или чего ещё, а из глубины — о том, как на форме и функции той или иной вещи отражаются новые технологии, социальные потрясения, политика, запросы потребителя, желание промышленников продавать и зарабатывать больше.
10 из 10»
Ян Чихольд «Образцы шрифтов»
Игорь Горелышев: «Книга, написанная Чихольдом после временного увлечения модернизмом и последующего возвращения к традициям классической типографики. Несмотря на кажущуюся узость темы, будет интересна всем, кому небезразличны гармония и визуальный порядок. Книга радует глаз и воспитывает вкус.
8 из 10»
Александр Ливанов, «Спам Карабаса»
Дмитрий Горелышев: «У Ливанова лучшие книги для чтения о рисунке и жизни в нём. Содержат множество емких, зачастую афористических наблюдений прекрасного рисовальщика и преподавателя. О рисовании, композиции, пространстве, художниках и о себе самом. Можно перечитывать сколько угодно раз.
8 из 10»
+1 123 456 78 90
hello@company.com
Невский проспект, 22
Санкт-Петербург
Made on
Tilda