Меню
Питерский пленэр
Двухдневный интенсив Дмитрия Горелышева
27 и 28 июля
10:00–17:00
(перерыв с 13 до 14)
6 000₽
Легендарные пленэрные упражнения нашей Графической мастерской под руководством их автора едут к жителям Санкт-Петербурга.

В радости рисования на улице есть свои сложности. Бывает, что на пленэре нас сбивает с толку обилие форм и событий, мы теряемся, не знаем с чего начать и получаем в результате не то. Это происходит в основном потому, что мы не знаем чего хотим и что можем. Первый шаг к интересному результату — определённость в этих вопросах. Можно сесть и просто порисовать, а можно сесть и подумать — что мне интересно, что здесь самое главное, как я могу передать именно то за время и теми инструментами, которые у меня есть.

Программа интенсива ставит перед участниками все эти вопросы и помогает их решить. Она состоит из упражнений, которые расширяют представление о рисовании на улице, прокачивают композиционные и технические навыки, делают личную пленэрную практику более живой и результативной. В ней собраны упражнения за несколько лет пленэров Графической мастерской Дмитрия в нашей школе, с пленэров, которые он проводит со студентами Строгановки, и из личной практики.

Упражнения создают новую ситуацию, освежают восприятие, направляют и поддерживают. Они не только про рисование, но и про смотрение — про выбор темы, переключение фокуса внимания, восприятия пространства целиком. Осознанно сделав выбор, мы получаем то, что хотели — рисунок детали, панораму, композицию о пространстве, о контрастах, о перемещении людей и воздуха, о цвете и свете, об особенностях архитектуры или течении времени.

Питерские рисунки Дмитрия Горелышева
Программа
Первый день
1. Интенсивное рисование
Задание-тренажёр для любого уровня подготовки, помогает решить вопрос долгого выбора сюжета на пленэре. Рисуем десять рисунков с одной точки, постепенно увеличивая скорость исполнения. Задача — сделать десять полноценных понятных рисунков, не повторяясь. За занятие делаем три подхода, меняя место. В результате у каждого оказывается тридцать очень разных рисунков.

Следим за временем самостоятельно. Это помогает не «выпадать», увлекшись работой. Мы присутствуем в процессе и соотносим свои действия с ходом времени.

Материалы любые, бумага А4.
2. Черное и белое
Упражнение на работу с композицией листа, отбором, разным количеством и ролью белого в рисунке.

Рисуя только чёрным и белым, мы не можем срисовывать — приходится каждый раз придумывать решение. Выполняя упражнение решаем несколько задач сразу:

  • разделяем изображения на чёрное и белое: свет, плановость, композиция. Идеально учитывать все три критерия — часть брать напрямую с натуры (свет, тень, очертания пятна, глубина), часть режиссировать самостоятельно. Но и один критерий тоже даст результат..
  • определяемся со степенью формализации — тушью можно рисовать и подробное изображение, и знак — вычищенную до предела и уплощённую композицию.
  • определяем количество белого и чёрного. В рисовании чёрным и белым есть два базовых подхода — чёрные пятна в белом поле, и наоборот — белые пятна в черном поле. Перед началом работы полезно представить, по какому пути пойдёт рисунок и что может получится.
  • располагаем изображение в листе. Можно рисовать встык к краям листа или оставлять белую рамку. Широкая рамка собирает изображение, делает его более цельным, это безопасное решение. Узкая рамка или рисование навылет даёт активное взаимодействие изображения с краями листа. Такую композицию сложнее сбалансировать, но и остроты в ней больше.
  • используем фактуру материала. Разные касания кисти передают разные поверхности, меру материальности, отдаления или значимости объекта.
Материалы: чёрная тушь (любая, кроме Гаммы подойдет), несколько разных по толщине и свойствам кистей, бумага А3 и А4 плотная.
3. Линия и пятно
Тренажёр на развитие свободы в рисунке.

Линия и пятно — это два базовых элемента графики, из которых складывается всё остальное многообразие приёмов. Есть два принципа использования этих средств:

  1. Линия и пятно не должны дублировать друг друга.
  2. Одного больше, другого меньше.
Перед началом работы определяем роль и количество каждого из этих элементов. Есть два варианта: либо пятно рисует все массы, а линия дополняет их деталями, либо всё сделано линией, а пятновой акцент выделяет главное. Полезно представлять себе линию и пятно как два слоя, из которых складывается изображение. Если мысленно убрать один из этих слоёв и изображение ничего не потеряет — значит, мы используем слишком много средств для такой задачи или используем их неверно.

На занятии рисуем с одной точки сразу три версии пятен тушью, акварелью или гуашью, — кому что удобно. Потом поочередно доделываем их линией. Разные варианты пятен порождают разное белое во всех трёх листах, а значит и линейная дорисовка должна быть разной.

Результат — 10 рисунков.

Материалы: карандаш, акварель/тушь/гуашь (на выбор), кисти, банка для воды, палитра, бумага А3 плотная..
Второй день
1. Отвлеченный ритм
При рисовании насыщенного деталями пейзажа легко уйти в перечисление частностей и потерять целое. Это упражнение помогает при любой натуре сохранять фокус внимания на отвлечённом ритме, от которого зависит структура любого рисунка. Чтобы оно получилось, мы исключаем из рисования инструмент обводки, оставляя только ритмичные линии и разнообразный штрих.

Обычно рисование линейным инструментом выглядит так — мы делаем контуры объектов, а потом их «раскрашиваем». При должной точности и аккуратности получается достойная вещь, но есть и традиционные минусы — это долго и «учебно» выглядит. Если мы хотим более живого и свободного рисунка, если наша задача не столько пересчитать объекты, сколько передать пространство в целом, то лучше начинать сразу со штриха, свободного и «сквозного», проходящего через несколько объектов сразу. Такой штрих быстро нарушает белизну пустого листа — на нём уже что-то нарисовано, но при этом нет никаких ограничений в виде контуров, из штриха можно лепить пространство как из глины. Широкий и редкий штрих первого слоя становится «арматурной сеткой» будущего рисунка, задаёт основные характеристики пространства.

Материалы: бумага А3 и А4, карандаш, ручка, линер.
2. Архитектурный портрет
Упражнение на живое рисование архитектуры.

Так же, как в случае с портретом человека, одно и то же здание каждый рисовальщик видит по-своему, делая акцент на том, что впечатлило его больше всего. При этом важно сохранить костяк постройки — этажность, ярусность, пропорции, силуэт, соотношение горизонталей с вертикалями.

На занятии рисуем несколько разных зданий, выявляя уникальный характер каждой постройки — смотрим на пластику, масштаб, пропорции, особенности эпохи. Подбираем подход, композицию и технику исходя из особенностей. Пейзажное окружение сознательно игнорируем, допускаем лишь детали, которые попадают в силуэт здания, помогают выразить масштаб и характер. Например, дерево, строительный кран, припаркованный автомобиль, группа людей.

Определяем размер и расположение знака изображения в листе — смотрим на отношение углов к краям, интенсивность тона, текстур и так далее. Наша цель — скомпонованный графический лист.

Результат — несколько рисунков-иллюстраций.
3. Рисование по памяти
Упражнение на развитие памяти и навыка смотрения.

Со смотрения начинается любой натурный рисунок, от нашего внимания и вовлеченности в этот процесс во многом зависит результат. Зачастую в ходе рисования мы смотрим на предмет поверхностно, автоматически, «посматриваем». Умение смотреть можно и нужно развивать так же, как и все технические рисовальные навыки.

В основе этого упражнения лежит разделение и обособление двух действий — смотрения и рисования. То, что обычно смешивается, сделаем поочерёдно. Сначала смотрим, запоминаем, потом рисуем без натуры. Нарисовав, приходим обратно и проверяем результат.

Материалы: на выбор, плотная бумага.

Польза
• прокачка опыта натурного рисования как такового
• тренировка внимания, воображения, чувства композиции, навыка управления основными графическими средствами
• укрепление уверенности в личной пленэрной практике, получение инструментов для самостоятельной работы
• умение доводить рисунки до законченного состояния


Результат
• солидная пачка очень разных рисунков, часть из которых может стать основой для иллюстраций
Дмитрий Горелышев
Художественный руководитель Простой школы.
Старший преподаватель кафедры академического рисунка и кафедры коммуникативного дизайна МГХПА им. Строганова.
Преподаватель Британской школы дизайна.
Создатель и модератор виртуального Музея рисунка.
Художник-график, иллюстратор. Участник ряда групповых и персональных выставок.

Инстаграм
Работы на Фейсбуке
Чтобы записаться на курс заполните форму.
В течение двух дней после подачи заявки мы пришлем письмо о порядке и способе оплаты.

Если у вас есть вопросы, напишите куратору Токареву Леониду на
leon@prostaya.ru
Простая школа в инстаграме
Свяжитесь с нами:
По любым вопросам пишите нам на mail@prostaya.ru

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
Made on
Tilda