Меню
Обзор курса «Монотипия»
Курс прошел на онлайне «Монотипия и тушь».
Ведущая — Дарья Климась.
Рассказывает Дарья Климась.

Основное средство выразительности монотипии — пятно. Соотношение форм, объема, фактур тональных пятен определяет звучание композиции. Чтобы участникам было проще освоить эти приемы, был параллельный курс о рисовании тушью с аналогичными темами.

Монотипия — техника плоской печати, позволяющая сделать один уникальный оттиск. Масляной или типографской краской рисунок выполняется на гладкой поверхности (стекло, пластик) и отпечатывается на лист.
Можно использовать и водорастворимые краски. Печатать можно как на станке, так и вручную. Рисунок делают кистью на чистой доске, или предварительно закатывают ее ровным слоем краски, а потом удаляют лишнюю краску всевозможными способами, создают более светлые участки, текстуры, линии, штрихи.

Мы использовали масляные краски, пластик и стекло в качестве доски. Печатали вручную плоскими, гладкими подручными инструментами – аналогами барена (японского инструмента для ручной печати).

Онлайн проходил с 8 августа по 12 сентября.
Ниже — описание упражнений и рисунки участников. Если вы увидели свою работу, дайте знать, — подпишем.


Первая неделя. Подготовка материалов
Результат печати во многом зависит от правильно организованной рабочей зоны и выбора инструментов. Монотипия требует быстрой работы, поэтому все необходимое должно удобно располагаться под рукой, не смешиваясь при этом с чистой бумагой.

Оптимально такое сочетание инструментов: тонкая бумага (80-90 г), стекло для раскатки, резиновый валик без фактуры.
Слой краски на доске не тонкий и не хлюпающий жирный, при раскатывании он шуршит и блестит на свету.
Можно проверять толщину слоя на доске, глядя на нее на просвет. Печатали самодельным бареном из деревянного бруска с калькой, крышкой для термоса, мраморной скалкой.
Вторая неделя. Силуэт и деталь
Лучше всего начинать с простых силуэтных решений с минимальной линейной детализацией. Силуэт может быть черным на белом фоне или наоборот — белый на черном. Удобно использовать трафареты и маски. Особое внимание — к форме пятна и его краям. Неравномерная печать и «рваный» край нарушают цельность силуэта.
Для работы с белым силуэтом удобно удалять краску обычной хлопковой тканью и шпателем для удаления краски. Для работы с черным – использовать трафарет для первоначальной закатки доски.
Для доработки силуэта кистью важно выбирать нежесткие варианты и не давить на кисть.

Многие участники рисовали повторные пробы поверх предыдущего слоя, что экономит время. Но при этом теряется возможность переделать композицию. В монотипии много находок обнаруживается именно в процессе начального замысла, поэтому механическая перепечатка — не всегда продуктивное занятие.

Вокруг черного фона необходимо оставлять белые поля и располагать изображения в листе ровно. Эти «мелочи» сильно влияют на итоговую композицию.
Третья неделя. Полутон и фактура
На третьей неделе мы добавили к черно-белому изображению полутон и учились делать разнообразные фактуры. Участники выбирали сюжет для итоговой работы сами. Хорошие и наиболее «управляемые» результаты в создании полутона достигаются с применением масок. Они помогают выделить и равномерно пропечатать разные слои по-разному. А еще маски или трафареты позволяют лучше выделить границы пятна.

Место появления, плотность и количество фактурных элементов лучше продумывать заранее. Сделайте предварительные пробы фактур заранее на отдельном листе.

Более звонкие решения — контрастные сочетания равномерного тона и фактурной поверхности. Нюансные - легкие фактуры, плавно уходящие в белый тон.

Доводку черного тона лучше оставлять на финальный этап, чтобы краска не успела высохнуть. Использование разбавителя также лучше отложить на самый конец. Наносите разбавитель в небольших количествах, ждите подсыхания жидкости.
Четвёртая неделя. Монотипия в два и в три цвета
В конце курса попробовали цветную печать. Самый выигрышный вариант для начала — работа с одной доски с применением трафаретов и кистевой доводкой. Варианты цвет — базовый тон и цвет-акцент осваиваются легче всего.
Для получения наиболее предсказуемого результата лучше подходит послойная печать с готового эскиза, который в перевернутом виде можно подкладывать под доску и использовать в качестве ориентира. Для проб подойдут полуабстрактные варианты или емкие силуэтные решения.

Подберите заранее удачные сочетания и варианты наложения цветов. При работе кистями важно учитывать и
хорошо контролировать направление мазков, т.к. на оттиске их звучание усиливается.

Участница Наталья Попова, удачно использовавшая трафареты для работы с целой серией
многоцветных монотипий, емко сформулировала «правила» такой техники:

1. Надо сперва научиться аккуратно пользоваться трафаретами на доске.
2. Не мельчить детали, не нужно и слишком «фактурить».
3. Воспользоваться простотой техники, чтобы перекрывать пятна красиво и легко.
4. Оставлять незакрашенные зоны.
5. Сама техника просит определенные сюжеты. Не все подходит под трафарет. Надо обдумать сюжет и чтобы
эскиз нравился.

Добавлю к этим выводам, что работу с эскизом удобно начинать с решения композиции в полутоне. Сначала лучше разобраться, где фокус и акцент в работе, каково соотношение форм
и масс пятен разного тона, сочетание плотного и легкого, фактурного и гладкого. Полутоновое
решение поможет с выбором цвета и плотности его слоя.
Пятая неделя. Самостоятельная работа
На завершающей неделе участники сами ставили себе задачу. Многие продолжили работу с цветом, выпустив целую серию вариантов. По опыту этой группы и собственному, получается, что за «единственным» оттиском монотипии часто стоит «тираж» проб и экспериментов, а живой импровизации предшествует овладение «нотами» и
кропотливый опыт.
Отзывы участников без редактуры
«Не располагая большим запасом времени я чётко понимала, чего именно жду от курса, и, собственно, это получила. Познакомилась с техникой печати монотипии в домашних условиях, узнала, какие возникают трудности, и как их попытаться преодолеть. Первые недели были практически мучительными, технический аспект не поддавался, но ближе к концу уже даже возник азарт, и уверена, что буду ещё пробовать и практиковаться самостоятельно. В то же время поняла, что многое, чего хотела добиться, увы, без станка, в домашних условиях невыполнимо - это несколько расстроило. Но надо постараться выжать хотя бы то, что можно - тут ещё есть над чем работать!
Понравилась обратная связь ведущей курса "Монотипия" - Дарьи Климась. Комментарии зачастую были очень поддерживающие, несмотря на возникающие трудности с материалом и результатом.»
.
«Я первый раз записалась на курс онлайн. Не ожидала, что будет так интересно. Преподаватели очень внимательные. Их комментарии по поводу работ всегда емкие и четкие. Что касается недочетов, то мне кажется было бы легче понимать процесс на видео, а не просто текстом. Нет, конечно было видео, но в них не всегда был объяснен сам процесс подробно. Курс был очень интересный и полезный, но мне кажеться для такого объема информации нужно больше времени».
.
«Дашины комментарии конструктивные, позитивные, вдохновляющие! но технику не освоила... :(
задавать вопросы новичку очень сложно, поэтому Дашин метод очень удачный, потому что ее комментарии и Наташины не только узкий ответ на вопрос, но подробный анализ сделанного и понятное руководство к дальнейшим действиям, огромное спасибо! Наташе еще отдельное спасибо за шедевральные примеры, мне это понятнее слов. Много самостоятельной работы - это хорошо, курс конечно полезен... цель у меня одна - рисовать :) цели достигла»
.
«Самое главное, предоставить себе достаточно времени для курса, он же интенсивный. Недостаточно читать еженедельные задания и обзоры, рассматривать примеры, надо также много экспериментировать, делать разнообразные упражнения. Отставание не являлось бы проблемой — отношения с преподавателями достаточно хорошо налажены, и это можно уладить, но гораздо лучше работать ритмично, то есть иметь время, чтобы взять максимум от курса в пользу своих конкретных поисков. Один из больших плюсов обучения именно тесный контакт с ведущими, но чтобы задавать вопросы, нужно набрать какой-то опыт. Курс не просто полезен, для меня он вдохновляющий. Вот прошло почти две недели, а пройденное продолжает вдохновлять, есть новый импульс рисовать, практиковать, применять новые умения. Повявились новые идеи. Получила гораздо больше, чем ожидала».
.
Полезные материалы по технике

Пленэрные задания в Графической мастерской. Часть четвёртая — монотипия
Занятие в группе Дмитрия Горелышева: Цветная монотипия
Занятие в группе Дмитрия Горелышева: Монохромная монотипия


Простая школа в инстаграме:
Свяжитесь с нами:
По любым вопросам пишите нам на mail@prostaya.ru
Подписывайтесь на нас в соцсетях:
.
Made on
Tilda