Штамп и модульное изображение
Обзор блока заданий в Графической мастерской.
Преподаватель — Дмитрий Горелышев.
Модульное изображение отличается от обычного тем, что состоит из ограниченного набора заранее заданных форм — модулей. Это своего рода графический конструктор. В подобном изображении зачастую нет светотени, натуроподобного объёма и пространства, в нем остаётся только композиция листа, ритм, контраст между плоскими формами и поверхности, которые они образуют. Эти жёсткие ограничения делают модульное изображение отличным упражнением на поиск выразительности вне привычных рамок и средств.

Самый простой инструмент для такого упражнения в ручной графике это штамп, вырезанный, например, из ластика. Тут я подробно описывал задание о штампе, где мы работали только с ритмом и рядообразованием, искали разные комбинации с использованием одного модуля. В этот раз мы пошли дальше, набирая из модулей завершённые сложные объекты, пространства и даже целые истории.

При всей внешней непохожести на рисованную графику штамп даёт нам ровно те же базовые возможности — линию и пятно, из которых набирается всё остальное. Но простота доступных форм ведет к более уплощённому и условному изображению, чем мы могли бы нарисовать, к примеру, карандашом. Работая со штампом, не стоит пытаться сделать так, как в жизни, всё равно не получится. Нужно найти способ изобразить объект исходя из его характерных особенностей, усиливая их, проявляя особенности конструкции, повышая контраст форм, пропорций, текстур. Эти визуальные ограничения становятся основой для смыслового отбора, в ходе которого выкристаллизовывается только самое нужное. Такое упражнение будет особенно полезным для иллюстраторов и аниматоров — оно помогает найти свой собственный язык формализации и гротеска, с помощью которого можно рассказать историю.

Я попросил участников группы придумать и вырезать из ластика несколько штампов, из которых впоследствии набирались все изображения. Хорошо, если в наборе есть большие, средние и маленькие модули, это поможет визуальному разнообразию. Опыт показывает, что чем сложнее модуль по форме, тем сложнее он комбинируется сам с собой и с другими модулями, потому что сам выглядит как законченное изображение. Важно помнить что модуль — лишь кирпичик, ему не нужно быть особенным, красота появляется от взаимодействия между и другими простыми формами.

С этими задачами мы выполнили ряд заданий.
Часть первая: объекты
Сначала изображали разные предметы с натуры, нужно было выбрать в мастерской любой предмет и найти для него несколько способов изображения посредством штампов.
После этого пошли задания по воображению. Постепенно повышая сложность объектов. Сначала изображали разных животных.
После этого разную спецтехнику — самосвалы, тракторы, погрузчики и прочее. Механизмы — особенно благодатная тема для модульного изображения, можно передать не только форму, но и показать условно принцип работы.
Следующий этап — архитектурные формы разного масштаба. Участники случайным образом получали задания, среди которых были как очень крупные формы — завод, аэропорт, храм, маяк, так и компактные — киоск, курятник, теплица. Нужно было передать не просто саму форму, но и масштаб строения.
Часть вторая: интерьер
Тут задача усложнилось — нужно было изобразить свою комнату по памяти. То есть уже не одну форму, пусть даже сложную, а ансамбль из разных форм в пространстве. Так как перспективу в этой технике использовать нельзя, нужно было найти для своей задачи подходящий способ передачи пространства — аксонометрия, изометрия, совмещение двух видов — сверху и сбоку. Изображение в таком случае получается достаточно ясным пор пространству, но при этом уплощённым и доведённым до емкого знака.
Часть третья: регистры и сюжет
Последний этап работы с модульностью — использование регистров в изображении. Регистры — это как картинки внутри картинки, слои или ячейки, которые помогают:
- правильно прочитать историю
- создать разные пространства внутри одного изображения
- использовать разный масштаб
- органично включать текст
Это как маленький комикс, в котором рассказывается о чём-либо.

Каждый участник получил по жребию тему, по которой нужно было придумать сделать композицию, поделённую на регистры. Темы эти подразумевали изображение объектов, людей и пространства: ботанический сад, голубятня, керамическая мастерская, пляж, обувная мастерская, салон оптики, барахолка, музей древностей, коллекция насекомых. Начали с эскизов, фиксации идей, композиций, поиска последовательности регистров.

По утверждённым эскизам делали финальные работы, где штамп можно
было дополнять по необходимости трафаретной печатью — для объединения,
или наоборот — акцента.
В обзоре показаны работы Анны Васильевой, Анны Власовой, Анны Воронцовой, Елены Феклистовой, Ирины Константиновой, Катерины Куделиной, Юлии Николаевой, Ксении Проценко, Ольги Никитовой, Софьи Сапожниковой, Татьяны Борисовой и Полины Шутовой.
Made on
Tilda