Меню
Загадочное пространство:
Композиция в истории искусства. Теория и применение
14 лекций Ивана Григорьева
Первые две лекции
По пятницам
15 и 22 ноября
19:00–21:00
600₽ / лекция — при разовой оплате
500₽ / лекция — при покупке абонемента от 4 лекций
300 ₽ — одна
онлайн-трансляция
Рассматриваем животрепещущие вопросы истории искусств, извлекая из знаний мастеров практическую пользу.

В художественных заведениях преподают историю искусств, — но как извлечь из этих знаний практическую пользу и применить в творчестве не рассказывают. Да и тема композиции в искусстве зачастую подается скучно, «доктринерски», — а на деле это увлекательный предмет, и художники изучают его не потому, что нужно, а потому, что интересно.

Лекции цикла ведет практикующий художник, который поделится своим опытом и расскажет, как применять эти знания в своем рисовании. Делаем упор на рассматривание и разбор произведений, анализируем, как художники решали те или иные задачи. Касаемся и споров, вроде вхутемасовского конфликта между живописным и графическим подходом — каждый участник сформулирует эти вопросы для себя и решит, на какой он стороне.



Полезно, чтобы:
• научиться осознанному подходу в рисовании на примере работ других художников;
• разобраться с вопросами пространства и композиции;
• посмотреть на проблемы изобразительного искусства «изнутри»;
• освоить метод формального анализа изображения.
Программа
Уточняем даты и время по ходу движения.
1. Никто не умеет рисовать
Что такое «правильное рисование». Разные подходы к рисунку

15 ноября

19:00–21:00


Насаждение технических навыков академизма с одной стороны, и отрицание всех способов обучения с другой, потому что «любая школа подавляет индивидуальность». Есть ли третий путь? Можно ли отделить технику от творчества?

Разбираем основные направления и методы рисунка, и их актуальность в наше время.
2. Тайна тёмной комнаты
Как строить пространство. Прямая и обратная перспектива и использование камеры-обскуры в живописи малых голландцев и Вермеера

22 ноября
19:00–21:00


Ян Вермеер Дельфтский использовал в построении своих картин неклассические методы, неприемлемые для большинства его коллег по цеху и, возможно, благодаря этому вошел в историю как «великий малый голландец».

Обсуждаем смысл пространственных построений Вермеера и его современников и возможность их применения в наше время.
3. Медиум это массаж
Изображение как послание. Роль материала.
Эволюция «медиумов» от средневековой миниатюры до цифрового искусства. Понятие материала и «медиума» у Фаворского и Маклюэна.

Носители и средства изображения постоянно меняются на протяжение всей истории человечества: горизонтальные и вертикальные свитки, книжные формы, выпуклые и вогнутые апсидные поверхности, цифровые устройства.

Например, английский классик Дэвид Хокни, один из влиятельнейших художников двадцатого столетия, отказался от привычной ему масляной живописи в пользу Айпада.
Его выставка «Я рисую на Айпаде» («Me draw on iPad») проходила в темном помещении, на стенах которого были развешены в несколько рядов планшеты со сменяющимися изображениями.

На лекции разбираемся с понятиями «медиум» и «материал» и выясняем, как они влияют на работу художника.
4. Композиция: метафора против иллюзии
Смысл композиционного подхода. Изображение, как метафора в материале

«Натурализм — это мера неувиденности» (с) Фаворский

Иллюзорность — это не законченность и детальность изображения, а подмена «живого» видения механическим воспроизведением.

Например, рисунки Врубеля супердетальны, — но они не иллюзорны. А если мы используем глаз как фотоаппарат и переносим то, что видим на плоскость, не переживая это, — получается механическое иллюзорное изображение.

На лекции разбираем как сознательно работая над композицией, уйти от натурализма и выработать навыки «композиционного зрения».
5. Коллаж: на границе литературы и пластики
Пространство коллажа. Арчимбольдо, Брак, дадаисты, Хокни

Коллаж — яркая техника, позволяющая проявить индивидуальность художника. Рассматриваем историю коллажа как историю пластических идей, которые возникали вместе с развитием техники: от первых «протоколлажей» в живописи Босха и Арчимбольдо до произведений современных цифровых коллажистов. Говорим о том, как найти свой язык в коллаже и избежать типовых решений.
6. Скетчбук: от Леонардо до наших дней
Альбомная графика, путевые скетчбуки, рисованные письма и дневники. Альбрехт Дюрер, Эжен Делакруа, Пабло Пикассо, Пауль Клее, Жан-Мишель Баския, Бенуа Гийом, Ян Кебби

22 ноября
19:00–21:00

Появление двух изображений на одной странице скетчбука — тот случай, когда один плюс один не равняется двум. Возникает сложный диалог рисунков и надписей, которые совмещаются по принципам коллажа и монтажа, — как это происходит в книге и кино.

Говорим об этих принципах и выясняем, как изображения и тексты в альбомах, дневниках, письмах служат задачам сторителлинга.
7. Как увидеть обратную перспективу
Прямая и перцептивная перспектива в изображении. Совмещение прямой и обратной перспективы в русской иконе, кубизме и современном искусстве

Прямая перспектива — не единственный способ изображения мира. Более того, она иногда мешает правдиво изображать реальность! С помощью работ Флоренского и Раушенбаха выясняем, когда прямая перспектива нас обманывает, как использовать в одном изображении прямую и обратную перспективу, и сколько точек схода должно быть в работе.
8. Способы построения пространства в изображении: дорическое, ионическое, апсидное
Что такое рельеф в изображении

В 20 веке, после модернистской революции в искусстве, идеи античной теории модусов вдруг вновь стали актуальны. Оказалось, что всю историю искусства можно схематически изобразить в виде эволюции разных типов рельефа и принципов построения пространства. Поняв эти принципы, мы можем осознанно использовать их в нашем повседневном рисовании.
9. Куда смотреть: управление вниманием зрителя в изображении
Рассматриваем проблему смыслового и пространственного центра композиции, и соподчинения всех частей изображения. На примере старой и современной живописи и графики смотрим, как пропуск переднего плана изображения даёт возможность не только зрительно проникнуть в глубину, а еще и изобразить время.
10. Горящая спичка — мой камертон
Что такое тон в рисунке и в живописи. Николай Крымов и ВХУТЕМАС: противостояние тонального и разнояркостного метода

Чем отличается живописный метод от графического? Можно ли совмещать оба способа изображения? Разберемся с этими вопросами и выясним причины скандала разгоревшегося во ВХУТЕМАСе между живописцем Николаем Крымовым и студентами-графиками, учениками Константина Истомина и Владимира Фаворского.
11. Цвет в печатной графике
Что такое условный цвет и как им работать. Японская цветная гравюра, ВХУТЕМАС, современная шелкография

В палитре японской цветной ксилографии Нисики-э могло быть 30 и более цветов. Каждый цвет печатался с отдельной доски. Сейчас такой метод кажется неоправданно сложным, а для создания современной гравюры обычно требуется 2-3 доски.

Могут ли технические ограничения создать новые художественные возможности? Как открытия модернистской живописи были применены в цветной гравюре XX века и как можно использовать этот опыт сегодня.
12. Иллюзия иллюзорности
Московский рисунок 60-80-х годов: Колтунов, Дувидов, Ливанов. Традиции Фаворского и Митурича

Идея Александра Ливанова «Художник рисует отвлеченные формы, а получает реальность».Эта фраза как нельзя лучше характеризует его рисование и работы других художников московской школы.

Идея Владимира Колтунова: «С помощью абстрактных форм можно не только изобразить реальность, но и довести изображение почти до фотореализма.

Обсуждаем сходства и различия в подходе этих художников и актуальность их идей в рисунке.
13. Мощная магия
Магический реализм, магизм в изображении — от Фаюма до Фрейда

В портретах Апеллес достигал поразительного сходства. Плутарх рассказывает, что один из полководцев Александра, затрясся всем телом, увидев изображение царя Александра. Почему изображение хочет быть живым и может ли оно при этом оставаться художественным?
14. Итальянцы в России
Моранди и русские морандисты

Искусство Моранди, тяготеющее к чистой пластике и аскетически свободное от сюжетности и литературы повлияло на русских художников в конце 20-х и в 60-е годы. Обсуждаем, почему его идеи остаются актуальными и чему может научиться у Моранди современный художник.
Польза
• Разработка стратегии в работе над изображением
• Постановка пластической сверхзадачи
• Понимание пластических идей в рисовании с натуры
• Осознанный подход в работе
• Композиционное чутьё, понимание законов построения пространства, перспективы, рельефа и тональных отношений
Преподаватель
Иван Григорьев
Закончил Московский Полиграф (МГУП) в 2001 году по специальности «художник-график».
Учился у художников Владимира Шишкова и Александра Ливанова.
Преподает в студии А. Ливанова и О. Иордан.

Инстаграм
Для записи заполните форму.
В течение 2 дней после подачи заявки мы пришлем письмо о порядке и способе оплаты.

Вопросы — координатору оффлайна Кристине Пашковой.
Простая школа в инстаграме
Подписывайтесь на нас в соцсетях: